Скрытая депрессия спальных районов: Монотонные ряды монолитных домов угнетают человека.

Feb 11, 2021 12:00


   С 1950-х годов европейские города начали застраивать многоэтажными «панельками». Но уже к началу 1970-х в Европе стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему?

Недостатки оказались очевидны. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически - они остаются чужими. Но они нужны, дабы в квартирах был солнечный свет. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это затратно (достаточно вспомнить асфальто-бетонные окраины Москвы). На практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями.



Многоэтажная застройка как правило - монотонная, что неблагоприятно для психического здоровья человека. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказывается в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивает транспортные перемещения горожан. Наконец, в таких микрорайонах не возникают комьюнити: люди отчуждены друг от друга.

Все вместе это способствовует росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов до сих пор популярна в рассуждениях урбанистов.


Опыт с возведением быстрого жилья был поставлен и в Америке. В Сент-Луисе в середине 1950-х был возведен район Прюит-Игоу, состоящий из тридцати трех 11-этажных домов. В то время это был самый крупный жилищный социальный проект в США. Район со всеми прелестями цивилизации, включая водопровод и электричество, получил кучу архитектурных премий и был заселен. Но уже через 10 лет он превратился в криминальное гетто.

На первом этапе оттуда начали массово съезжать белые семьи (похожие процессы можно встретить и у нас - русские жители покидают дома, где стремительно растет количество кавказцев и среднеазиатов).

На втором - обширные общественные пространства стали местом проявления вандализма. Коммунальщики не справлялись с поддержанием в порядке дворов и подъездов. Полиция перестала приезжать на вызовы.

Все кончилось развалом коммунальной системы и отселением жильцов. В 1972-1974 годах район снесли - здания взорвали.

У нас же в эти годы происходит обратное - Москву, как и многие другие советские города, начинают зачищать от малоэтажной застройки в пользу многоэтажных панелек.

Город-сад вместо бетонного гетто

Концепция города-сада - город в городе, со своей инфраструктурой, жилыми домами малой этажности органично вписанными в ландшафт местности. Радует, что такие проекты реализовываются и у нас, хоть и не так популярны (всему виной погоня за прибылью - чем выше дом, тем меньше себестоимость).

Считается, что кварталы из 5-9 этажных зданий, расположенных таким образом, что дворовые территории - внутренние, а общая территория содержит парки, спортивные площадки, магазины, кафе, школы, детские сады и прочие необходимые для комфортной жизни здания и заведения. Такая застройка способствует формированию сообщества соседей, а значит снижению уровня преступности. Плюс, грамотно спроектированные дома разной этажности, различающиеся и по внешнему виду фасадов и по цвету, учет особенностей ландшафта - все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние людей.
     Кстати, в Нью Йорке, как и во многих других крупных городах США, переезд в пригород - весьма популярный тренд. Молодые семьи с детьми уезжают из бесцветного урбана туда, где невысокие дома (таунхаусы), есть участки земли для выращивание цветов и овощей, и раз в месяц проводятся ярмарки с фермерами, встречи соседей и общие праздники. И да, на машине до Нью Йорка всего 15 минут.
     Если уж решили заниматься реновацией старых районов Москвы, то это делать надо так, чтобы все жители были довольны. Хрущевки, конечно, устарели морально и технически, но это не значит, что на их месте нужно строить 30-этажные бетонные монолиты, убив всё вокруг.
   Правильная альтернатива - малоэтажные районы, выполненные в соответствии с концепцией города-сада. Благо, что для этого пока всё есть - в районах, застроенных пятиэтажками, до сих пор довольно низкая плотность населения, а значит есть возможность для реализации компактных комфортабельных проектов, сохранив зелень старой Москвы и уровень транспортной нагрузки
.

окраина, градостроительство, ошибки, архитектор, плотная застройка, мегаполис, спальный район, граффити, девелопер, демография, город-сад

Previous post Next post
Up