С 1950-х годов европейские города начали застраивать многоэтажными «панельками». Но уже к началу 1970-х в Европе стали отказываться от микрорайонов, а чуть позднее и сносить их. Почему?
Недостатки оказались очевидны. Большие дома давят, огромные пустые пространства трудно освоить психологически - они остаются чужими. Но они нужны, дабы в квартирах был солнечный свет. Большие общественные дворы можно очеловечить, но это затратно (достаточно вспомнить асфальто-бетонные окраины Москвы). На практике они оказываются просто огромными и неблагоустроенными пустырями.
Многоэтажная застройка как правило - монотонная, что неблагоприятно для психического здоровья человека. Микрорайон, зажатый между двумя крупными магистралями, оказывается в транспортном смысле менее эффективным, чем квартальная структура с системой маленьких улочек. Разделение города на монофункциональные жилые микрорайоны и деловые районы резко увеличивает транспортные перемещения горожан. Наконец, в таких микрорайонах не возникают комьюнити: люди отчуждены друг от друга.
Все вместе это способствовует росту криминала на таких территориях. Во Франции связь преступности и негуманной жилой среды панельных микрорайонов до сих пор популярна в рассуждениях урбанистов.
Опыт с возведением быстрого жилья был поставлен и в Америке. В Сент-Луисе в середине 1950-х был возведен район Прюит-Игоу, состоящий из тридцати трех 11-этажных домов. В то время это был самый крупный жилищный социальный проект в США. Район со всеми прелестями цивилизации, включая водопровод и электричество, получил кучу архитектурных премий и был заселен. Но уже через 10 лет он превратился в криминальное гетто.
На первом этапе оттуда начали массово съезжать белые семьи (похожие процессы можно встретить и у нас - русские жители покидают дома, где стремительно растет количество кавказцев и среднеазиатов).
На втором - обширные общественные пространства стали местом проявления вандализма. Коммунальщики не справлялись с поддержанием в порядке дворов и подъездов. Полиция перестала приезжать на вызовы.
Все кончилось развалом коммунальной системы и отселением жильцов. В 1972-1974 годах район снесли - здания взорвали.
У нас же в эти годы происходит обратное - Москву, как и многие другие советские города, начинают зачищать от малоэтажной застройки в пользу многоэтажных панелек.
Город-сад вместо бетонного гетто
Концепция города-сада - город в городе, со своей инфраструктурой, жилыми домами малой этажности органично вписанными в ландшафт местности. Радует, что такие проекты реализовываются и у нас, хоть и не так популярны (всему виной погоня за прибылью - чем выше дом, тем меньше себестоимость).
Считается, что кварталы из 5-9 этажных зданий, расположенных таким образом, что дворовые территории - внутренние, а общая территория содержит парки, спортивные площадки, магазины, кафе, школы, детские сады и прочие необходимые для комфортной жизни здания и заведения. Такая застройка способствует формированию сообщества соседей, а значит снижению уровня преступности. Плюс, грамотно спроектированные дома разной этажности, различающиеся и по внешнему виду фасадов и по цвету, учет особенностей ландшафта - все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние людей.
Кстати, в Нью Йорке, как и во многих других крупных городах США, переезд в пригород - весьма популярный тренд. Молодые семьи с детьми уезжают из бесцветного урбана туда, где невысокие дома (таунхаусы), есть участки земли для выращивание цветов и овощей, и раз в месяц проводятся ярмарки с фермерами, встречи соседей и общие праздники. И да, на машине до Нью Йорка всего 15 минут.
Если уж решили заниматься реновацией старых районов Москвы, то это делать надо так, чтобы все жители были довольны. Хрущевки, конечно, устарели морально и технически, но это не значит, что на их месте нужно строить 30-этажные бетонные монолиты, убив всё вокруг.
Правильная альтернатива - малоэтажные районы, выполненные в соответствии с концепцией города-сада. Благо, что для этого пока всё есть - в районах, застроенных пятиэтажками, до сих пор довольно низкая плотность населения, а значит есть возможность для реализации компактных комфортабельных проектов, сохранив зелень старой Москвы и уровень транспортной нагрузки
.