Green SMM. Ригу посетил Марк Сэнд (Marc Sand) - директор по медиа-проектам и связям с аудиторией британских музеев Tate Britain, Tate Modern, Tate Liverpool и Tate St. Ives. По приглашению Британского совета он выступил с лекциями о роли социальных медиа в творческой индустрии. При очень плотном графике встреч и событий Марк Сэнд всё же нашёл время для короткого интервью Arterritory.com. Но и сама его лекция, безусловно, достойна того, чтобы её процитировать.
Сеть музеев Tate в ближайшее время ждут большие перемены. В ноябре будет представлен кардинально переработанный сайт Tate, где центральное место отведено произведениям искусства из его коллекции и ежедневным дискуссиям. В свою очередь в следующем году откроет двери новое здание поблизости от лондонского музея Tate Modern. Оно будет служить как помещение для проведения перформансов. Переработка сайта Tate воплощает в реальность генеральную линию Марка Сэнда о том, что сетевая страница не может отставать и быть менее инновационной, чем то учреждение, которое она представляет. Сайт должен служить естественным и живым дополнением проекта, а не статистической визиткой с информационным минимумом.
Марк Сэнд подчёркивает важность всё ещё невоплощённого потенциала и сайтов, и социальных сетей в формировании образа музея. Укоренилось ошибочное представление о том, что виртуальная среда может негативно повлиять на желание посетить музей в реальном пространстве, что такие инициативы как Google Art Project, который позволяет обойти многие художественные галереи мира, не отходя от компьютера, могут отучить от непосредственного посещения. Сэнд считает, что коммуникация в интернете только лишь дополняет то, что уже доступно в реальном пространстве, и здесь нет никакой конкуренции. Возможности интернета по привлечению посетителей обязательно надо использовать, а не избегать их и не откладывать в долгий ящик.
Прежним местом работы Марка Сэнда была британская газета The Guardian, серьёзный игрок в поле культурной дискуссии, происходящей в Объединённом Королевстве. Девять лет проработав там директором по маркетингу, Сэнд весной прошлого года присоединился к команде музеев Tate. Мы спросили его, каково же было главное отличие между газетой и музеем. Марк стал говорить о скорости, с которой происходят перемены.
«Непрестанные перемены записаны в состав самого газетного ДНК. Музеи намного консервативнее в осваивании медиа. Tate, может быть, в этом смысле всё-таки выделяется, потому что как музей он очень прогрессивен. Вот и на вызовы цифровых технологий музеи стали отвечать позитивно совсем не так давно. А газеты занимаются этим уже лет десять».
Возможно, именно работа в различных сферах подвела Сэнда к осознанию того, что вдохновение для решения проблем надо искать не на своём привычном поле, а именно в других, смежных или далёких. «Невозможно научиться чему-то новому от своей индустрии». Вот и работая над готовящейся новой версией сайта Tate, Марк Сэнд с командой анализировал вовсе не сайты других музеев, но перенимал идеи и принципы интернет-версий различных газет, в свою очередь, модель того, как искать и отбирать информацию, он позаимствовал на Amazon.com.
Во время лекции Марк Сэнд дал довольно много советов по использованию социальных медиа, и выжимку из них мы приведём в конце статьи. В свою очередь, Arterritory.com попросил Сэнда назвать типичные ошибки, которые допускаются в творческой индустрии, когда происходят попытки перенять инструменты интернет-маркетинга. Сэнд пожал плечами и ответил, что самое главное, по его мнению, беспрерывно искать и экспериментировать, потому что любой сомнительный сегодняшний шаг сегодня может оказаться ключом к завтрашнему успеху.
«В музейной сфере и среди галерей уровень дискуссии об использовании социальных медиа отстаёт от коммерческих предприятий и масс-медиа, где развитие шагнуло намного дальше. Художественные галереи до этого всегда были озабочены тем, как физически привлечь людей в своё пространство. Слишком медленно происходит осознание того, что не менее важно дать человеку возможность соприкоснуться с искусством и за пределами галереи. Но это вопрос мышления.
Должны поменяться его стереотипы. Почти 10-летний опыт в газетном мире позволяет перенять ту уверенность в себе и готовность постоянно рисковать, которые реализуют страсть к позитивным переменам. Потому что на самом деле риск никогда не бывает так уж велик, чтобы на него не пойти. Никогда нельзя ошибиться на все 100. Например, Google Art Project. В каком-то смысле он работает, но нельзя сказать, что безупречно. Но это не имеет значения! Это начало процесса! Вот что главное: постоянно затевать перемены и развивать их».
Интернет-сайт, Facebook, Twitter - это всё может показаться слишком молодёжным и несерьёзным, чтобы таким образом «щебетать» о музеях и шедеврах искусства. Марк Сэнд признаёт, что одна из важнейших проблем - это стереотип о том, что художественная среда академична и для неё подобные приёмы не подходят, что такие инструменты нивелируют саму глубину искусства, и, в конце концов - разве искусство не элитарное понятие, которое не стоит популяризировать среди самых широких слоёв общества? С такими и подобными им взглядами Марк Сэнд всегда готов скрестить копья.
«Конечно, в сети должна звучать популярная интонация. Академические учреждения это пугает. Необходимо найти подходящий способ, как говорить менее академично, но не теряя при этом профессионального уровня. Найти свою интонацию для музея - совсем не простая задача. Золотой «срединный путь» я бы сформулировал так: «неформально-интеллигентный». При этом людям нужно дать возможность узнавать об искусстве, комментировать его в блогах своими словами, размышлять о нём, это нужно разрешать!»
Tate стал использовать Twitter и Facebook только примерно полгода назад. Марк Сэнд признаёт, что он поклонник Twitter, потому что считает, что это просто замечательная возможность вести с аудиторией естественный, неформальный диалог, чем и пользуется теперь Tate. Например, каждую пятницу публикуется линк на одну из картин коллекции, изображение на которой совпадает с прогнозом погоды на выходные.
Полезное резюме, или TOP 5 идей Марка Сэнда:
1. Виртуальная среда и реальная среда не конкурируют, а дополняют друг друга.
2. Предлагаемое содержание должно быть легко и бесплатно доступным.
3. На сайтах творческих организаций должна кипеть жизнь, этого можно достичь, допустив туда дискуссии, обмен мнениями, точками зрения.
4. Теперь редко кто кликает на баннеры, они теряют свою функциональность. Гораздо более полезный и простой способ, как сделать так, чтобы тебя нашли - это Google Keywords Search.
5. Если само содержание - качественно и интересно, никогда не может быть слишком много маркетинга с помощью э-почты. Люди с удовольствием узнают о чем-то новом и полезном для себя.
Анна Илтнере
www.arterritory.com/