Бизнес и армия едины?

Jul 10, 2013 18:05



В Швейцарии всегда существовал симбиоз бизнеса и армии. Фирмы охотно брали на работу людей с армейским опытом, а вооруженные силы были рады, когда командные посты занимали менеджеры с организационным опытом. Сегодня эта связка быстро разрушается, во многом, по причине падения популярности военной карьеры и в результате глобализации швейцарской экономики.


Многим международным концернам и компаниям, основавшим в последние годы в Швейцарии свои филиалы, не хватает понимания того, как функционирует система швейцарской военной службы. Все чаще из офисов этих фирм доносятся жалобы на то, что вот, мол, ценные кадры вынуждены зачастую неделями «пропадать» на службе, в то время как «дело стоит». Недавно руководство ВС страны начало агитационную кампанию с целью повысить привлекательность армейской службы с одной стороны, а с другой - элементарно объяснить иностранным боссам основы теории и практики военного строительства в Швейцарии, включая роль армии в формировании швейцарского исторического и политического этноса.

Даниэль Шудель (Daniel Schudel) принадлежит к числу тех, кто мог бы на собственном примере наглядно продемонстрировать преимущества военной службы в Швейцарии. Будучи старшим лейтенантом, он на практике знаком с тем, как следует планировать и реализовывать военные операции, а работая менеджером в крупной международной компании, он знает, как следует продвигать и закреплять свои позиции на мировом рынке. «Швейцарская армия - это идеальный тренировочный лагерь для тех, кто хочет до конца постичь искусство современного менеджмента», - говорит он в интервью порталу swissinfo. ch. Речь идет, по его словам, не о том, как правильно подбивать танки или минировать мосты, а о том, как научиться смотреть на самого себя «свежим взглядом», покинув «повседневную зону привычных, негибких, но именно потому столь комфортных, идей и представлений». «Отказ от личного эгоизма и наработка умения думать, прежде всего, о своих подчиненных - все это требует значительного морального усилия и вносит весомый вклад в формирование личного характера», - говорит Д. Шудель. «Офицерская школа - это тяжелый труд, но и жизнь в частном секторе тоже нелегка. Бизнес беспощаден, он не прощает ошибок», - таков его вывод.

Обоюдоострый меч

Д. Шудель работает в европейском отделении американского концерна «CommVault», специализирующегося на разработке единых программных платформ для управления данными и информацией и для обеспечения унифицированных возможностей ее резервного копирования, восстановления, репликации, архивирования и поиска. И руководство швейцарскими вооруженными силами не без оснований опасается, что такие разносторонние специалисты, как Д. Шудель, скоро станут в прямом смысле «вымирающим видом». А все дело в том, что такие крупные компании, как «CommVault», чем дальше, тем во все в меньшей степени готовы мириться с тем, что их ключевые сотрудники каждый год вынуждены на несколько недель отправляться на службу в армию. Точнее, они видят в такой системе как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, служба в швейцарской армии повышает способность молодых сотрудников работать в команде, подчиняясь, где надо, дисциплине, и проявляя, когда это требуется, инициативу и ответственность. С другой стороны, постоянная необходимость регулярно участвовать в военно-учебных программах переподготовки означает убыток для компании, лишающейся важнейших сотрудников. В мирное время военной структурой вооруженных сил Швейцарии руководит «шеф армии» в ранге комкора. Министр обороны является гражданским лицом и занимается он общеполитическими вопросами. В настоящее время пост «шефа армии» занимает Андре Блаттманн (André Blattmann). В начале июля текущего года он организовал с руководителями иностранных концернов, присутствующих в Швейцарии, неформальную «встречу без галстуков». Мероприятие прошло в городке Бюлах (Bülach) под Цюрихом. Цель его была показать «капитанам глобальной экономики», что и сегодня сотрудничество с армией может пойти деловому миру на пользу. Под проливным дождем бизнесмены увидели маневры саперного батальона, обеспечивающего действия отдельной танковой роты. А. Блаттманн специально заострил внимание гостей на том, насколько важно и полезно армии иметь в своих рядах квалифицированных врачей, инженеров, строителей. Что же касается компаний и фирм, то их сотрудники, прошедшие армейскую «школу жизни» и получившие возможность доказать свои руководящие качества непосредственно в полевых условиях, могут принести им самую непосредственную выгоду.

Конфликт интересов

Переубедить «капитанов экономики» было, однако, не так просто. Они постоянно подчеркивали, что обязательные ежегодные курсы военной переподготовки порой жестко сталкиваются с непосредственными бизнес-интересами компаний. Однако и у А. Блаттманна были свои контраргументы. «Часто мы знаем, сколько стоит вещь, но при этом мы не осознаем ее истинной ценности», - указывал он в ответ на критику, стараясь при этом польстить бизнесменам, вырастившим «в своем коллективе» замечательные кадры. «Качество персонала, приходящего с гражданки и находящегося в распоряжении вооруженных сил, как правило, превосходно», - повторял он неоднократно. Мартин Невилл (Martin Naville), директор Швейцарско-американской Торгово-промышленной палаты («Handelskammer Schweiz-USA»), понимает, о чем идет речь и в чем заключаются основные проблемы. «Мне приходится постоянно объяснять иностранным компаниям суть „милиционной системы“, на основании которой строится вся армия страны. Конечно, случается так, что фирма вынуждена, порой, „терять“ ценного сотрудника в процессе реализации того или иного важного проекта. И это явный недостаток системы. Однако, с другой стороны, и сама армия стала более гибкой», - говорит М. Невилл.
Тем не менее, не все убеждены в пользе военного опыта для мира бизнеса и для гражданской карьеры в целом. Петер Рихнер (Peter Richner), заместитель директора междисциплинарного «Центра научных исследований и услуг в сфере развития современных материалов и технологий» («Interdisziplinäre Forschungs- und Dienstleistungsinstitution für Materialwissenschaften und Technologieentwicklung») при цюрихском политехе («ETH») указывает на существование здесь очевидного «конфликта интересов». По его словам, в его Центре военнообязанные ни в коем случае не подвергаются какой-либо дискриминации. Однако он подчеркивает, что «предпочтение в плане работы у нас отдается претендентам, готовым посвятить себя исключительно исследовательской работы». Затем он задает риторический вопрос: «Что важнее для научной карьеры - три года в армии или три года учебы в одном из ведущих университетов мира»? П. Рихнер уверен, что научная среда, менее иерархичная, чем сфера военной службы, и менее зарегулированная, в большей степени способствует расцвету творческих и научных способностей человека, хотя бы потому, что в такой среде приоритетом является свободное и нешаблонное мышление, преодолевающее барьеры и ставящее под вопрос давно устоявшиеся мнения и привычки. Работа в команде - это хорошо, но иногда куда важнее переключиться на индивидуальную деятельность, подчеркивает он.

Другие времена

Как бы там ни было, традиционный швейцарский симбиоз бизнеса и армии все еще действует, он никуда не делся. Авторитетное «Швейцарское банкирское объединение» («Die Schweizerische Bankiervereinigung»), ведущий швейцарский производитель цемента «Holcim», страховая компания «Swiss Life» или объединение швейцарских предприятий в области машиностроения, электротехники и металлообработки «Swissmem» - все эти структуры официально подчеркивают, сколь важно для них сотрудничество с национальными вооруженными силами. Ги де Брабуа (Guy de Brabois) из кадрового агентства «Robert Walters», специализирующегося на банковском персонале, указывает, что в массе своей швейцарские компании осознают важность и полезность армейского опыта для успешной гражданской карьеры. Однако времена, когда армия и бизнес в буквальном смысле представляли собой сообщающиеся сосуды, давно прошли, считает он. Ги де Брабуа указывает также на то обстоятельство, что такой симбиоз противоречит и современному швейцарскому трудовому праву, просто потому, что тогда из кадровых процессов оказываются исключенными женщины. И тем не менее, «военный опыт в резюме, конечно же, все еще обладает определенной ценностью, особенно если претендент на то или иное место сумел дойти в армии до „степеней известных“, получив, например, офицерское звание», - говорит он. «Это обстоятельство четко сигнализирует потенциальному работодателю, что его возможный подчиненный умеет брать на себя ответственность, и что, проведя службу не за чашкой кофе в столовой, а в поле, он обладает достаточной мотивацией и нацеленностью на достижение убедительных результатов», - резюмирует этот опытный кадровик.

Мэтью Аллен (Matthew Allen), swissinfo.chг. Бюлах (Bülach)Перевод с немецкого и адаптация: Игорь Петров

Материал с сайта: http://www.swissinfo.ch/rus/detail/content.html?cid=36412324

бизнес, Швейцария, армия

Previous post Next post
Up