На картинке представлена образная модель, где фиолетовая точка в центре - ваше Я . То есть Тот, кто чувствует происходящее с ним.
Красный круг - самая ценная собственность этого Я, его тело. Обращаю внимание на тонкость - органы чувств принадлежат телу, а значит и чувствует, казалось бы, тело. Однако если вас уколоть булавкой, то тело лишь примет сигнал, обработает и передаст его. А вот БОЛЬНО станет вам. Телу не больно, как не больно роботу - тело лишь передает сигналы. У робота внутри нет Того, кому больно. А у вас внутри оно есть - это и называется жизнь, потому вы и живой.
Далее. Желтый круг - ваша личная собственность и приватное пространство. Что это такое, по отношению к вам? Зависит от того, что понимать под термином человек", то есть из чего вы состоите. Можно сказать, что вы - это лишь фиолетовая точка, а ваше тело - это уже не вы, а ваша собственность. Тогда и ваша квартира, ваш автомобиль и ваша зубная щетка это тоже не вы, а ваша собственность. Собственность вашего Я, наряду с телом.
А можно сказать, что вы, как человек, состоите из "сплава" вашего Я и вашего тела, и тогда понятие собственности сливается с понятием Я. Тогда ваша собственность это тоже вы.
Разница лишь в степени близости. Ваш автомобиль это менее вы, чем ваши волосы. Ваши волосы это менее вы, чем ваша рука. Ваша рука это менее вы, чем ваше сердце. Но в целом, при таком подходе, ваш автомобиль это такая же периферийная часть вас, как и ваше тело.
Не ищите, вы не найдете принципиальных отличий. Хороший боец чувствует самолет или меч, как продолжение себя. Ценность дорогостоящей собственности может быть сравнима с ценностью тела, для смертного это логично. А в обозримой перспективе появится и нейроинтерфейс (для инвалидов он уже практически есть), позволяющий чувствовать технику буквально как свое тело и управлять ей мысленно, в точности как телом. В конце концов, тело - условность. Тело это лишь биомашина, созданная для получения удовольствия вашим Я от мира (ну, конкретно человек создан с другими целями, более утилитарными, но в общем случае оно так). То есть тело это инструмент для получения чувственных сигналов от реальности и для преобразования реальности. И автомобиль это такой же инструмент и для тех же, в общем-то, целей.
Далее. Зеленый круг - неприватное пространство, доступное вам, но которое вы делите с другими Я. Суть неприватного пространства в том, что оно предназначено для удовольствия от совместной игры с другими. Зеленый круг принципиально отличается от желтого и красного (вашей собственности и вашего тела). Точно так же, как фиолетовый кружок Я принципиально отличается от тела и собственности.
На рисунке выше, таким образом, есть две принципиальные границы. Это граница между вашим Я и вашим телом, и граница между вашим приватным пространством и общественным пространством. Хотя именно эти две границы намного менее сегодня ощутимы, чем очевидная всем граница между телом человека и окружающей средой.
Смотрите, первая принципиальная граница - между Я и МОЁ. Больно МНЕ, радуюсь Я. А вот тело МОЁ, автомобиль МОЙ. Вы можете мечтать о новом автомобиле или о новом теле взамен вашей одряхлевшей или инвалидной тушки. Мечтать о другом Я вместо своего Я вы не можете, потому что это уже будете не вы.
Вторая принципиальная разница - между МОЁ и НЕ МОЁ. То есть между приватным пространством моего Я и приватным пространством чужого Я.
Обращаю внимание, здесь опять нет принципиальной разницы между телом и собственностью. Секс - это когда вы допускаете другого к своему телу. Гости - это когда вы допускаете другого в свою квартиру.
Именно поэтому право личной собственности священно (подчеркну, личной собственности, то есть не частного завода или газеты, а собственности на ПРИВАТНОЕ пространство, используемое в личных целях).
***
Неприязненное отношение коммунистов к собственности вызвано, как мне кадется, непониманием сути явления. Точно так же, как они прокололись в свое время с непониманием власти как явления, и лишь Ефремов докопался, наконец, до сути.
Коммунисты зашли на понятие собственности со стороны экономики, а точнее, со стороны исторического ее развития. И в их глазах это явление стало ассоциироваться к присвоением чужого и грабежом, с эпохой капитализма и жестокой эксплуатацией рядовых граждан владельцами производственных мощностей. В результате, вместе с водой они выбросили и младенца.
Я знаю, что ни один вменяемый человек коммунистических убеждений, сегодня не стал бы агитировать за коммунальные квартиры. То есть, сегодня понятие о разделении пространства на приватное и общественное у коммунистов наконец-то есть. Но очень слабое. Инерция мышления и исторического наследства еще очень велика. Я не знаю как люди уровня Анлазза, но рядовой коммунист обычно обладает удивительной способностью игнорировать личные интересы людей и даже вообще их ценность как таковых, именно как отдельных личностей.
Вплоть до спокойного отношения к идее уничтожить физически целые классы населения. Как и в случае с непониманием важности приватного пространства и собственности, причина здесь кроется в рассмотрении человечества как вида.
Все дело в том, что у коммунистов исторически сложилась (наследие дарвинизма) совсем иная модель. Если обратиться к картинке выше, то самого главного в ней - фиолетовой точки Я в середине - для коммуниста не существует. Отсюда ему на чисто интуитивном уровне непонятно, чья может быть собственность и чье приватное пространство. Для коммуниста реальной живой сущностью выглядит в первую очередь ВИД. То есть, общество, человечество.
Что такое уничтожение "враждебного класса" в его глазах? Это хирургическая операция по спасению вида или развитию вида на новую ступень. Коммунист, таким образом, социоцентричен. Примерно так же, как верующий человек богоцентричен, и может уничтожать "еретиков" с той же легкостью, что и коммунист "буржуев".
Ни те ни другие не являются гуманистами, то есть они не человекоцентричны. Коммунисты вообще не видят Я в человеке, а видят лишь умную обезьяну (одну семимиллиардную часть часть своего вида), но ведущую свой вид в сторону от прогресса, и потому подлежащую ликвидации. Верующие Я в человеке видят, но считают право человека на себя ничтожным в сравнении с правом Сверх-Я на человеков. В итоге разницы между теми и другими нет.
Это - если не считать таких людей, как Иван Ефремов, пришедших к пониманию ценности именно Я и недопустимости, в первую очередь, страданий этих Я. Ибо только они и чувствуют что-либо.
Здесь - пропасть между людьми с разными взглядами на мир и на человека.
Выкиньте из картинки выше фиолетовый кружок Я, и вы неминуемо придете к бессмысленности личной собственности. Ведь если есть только вид, то приватное пространство членам этого вида, в идеале, не требуется. Как не требуется клеткам нашего организма приватное пространство и личные участки с заборчиками между друг другом. Возникает ощущение, что всякая дистанция между людьми (в том числе наличие личных вещей, личных домов, "личных" детей, семей) - возникла лишь как порождение борьбы за ресурсы. То есть один организм был вынужден отнимать ресурсы у другого организма, чтобы выжить или жить более-менее хорошо. А отняв, должен был огородить свой ресурс заборчиком, во избежание хищения другими организмами.
А мы дадим всем всё потребное - думают коммунисты - когда преодолеем проклятие нехватки ресурсов. И тогда НУЖДА В ЗАБОРЧИКАХ ОТПАДЕТ, как и нужда в делении вещей на моё и чужое.
Нет, товарищи, не отпадет. Потому что мы не молекулы единого организма, потому что каждый из нас это Я. И кроме этих Я, в мире никого и нет. И никакого общества нет без этих Я. Мир, населенный роботами, не общество. В нем дружбы, любви, страданий, самоотверженности, злобы, боли, радости. Это мертвый мир.
А мы - живые. Нашему Я общество других Я нужно в той же мере, как нужна и приватная зона, для других Я недоступная. Потому что другие Я это не он. И само общество существует лишь потому, что оно не целое, а состоит из Я. Тот же секс - там основа удовольствия заключается в допуске другого Я в слишком близкую, слишком приватную зону своего Я. Не будь ощущения приватности чужой и своей зоны, не было бы и секса. Член можно и о матрас почесать, не так ли?
Или вспомним о таком нехорошем явлении, как власть. Что это такое в терминах данного разговора? Это тоже вторжение в приватную зону чужого Я, только насильственное. Что такое пытка? Это вторжение в ближнюю приватную зону, то есть в тело, вызывающее физическую боль. Что такое коммунальная квартира или право полицейского войти в частную квартиру? Это то же самое, вторжение в приватную зону, только более дальнюю, а оттого боль в данном случае "моральная", а не физическая.
Власть это возможность безнаказанно вторгаться в приватные зоны других. Как бы, обобществление приватных зон для получения удовольствия от страданий других. Иными словами, добрая половина представлений коммунистов о светлом будущем - это представления, ведущие в инферно.