Кураев
цитирует статью о каком-то мерзавце, простите, протоиерее Ткаченко, который призывает "ломать жену об колено". Кому интересно, почитайте - там много подробных советов и душеспасительных рассуждений на тему.
На мой взгляд, вопрос не в мерзавцах и дураках и не в том, что, по счастию, мнение оного православного разделяют все же меньшинство православных (ну, надеюсь на это). Статья упомянутая, как увидите, написана тоже священником и резко критическая.
Вопрос же - о чем я уже не раз здесь говорил - в том, что по итогам своего многовекового якобы "развития", стараниями великих якобы столпов духа и мысли, Церковь сегодня не имеет норматива поведения христианина. Не имеет его даже в отношении наиболее востребованных бытовых вопросов.
Сегодня православный христианин точно знает, что ему следует кушать в тот или иной день года. Сегодня православный священник точно знает, какой возглас подавать в тот или иной момент детальнейшим образом расписанного богослужения (тм). На это норматив у православных есть, практика отработана и соблюдается. Ибо эти вопросы тщательно проработаны вышеупомянутыми столпами Церкви, титанами духа и мысли.
Но норматива внутрисемейных отношений нет. Норматива воспитания детей нет. Норматива применения насилия нет. Норматива разрешения гражданских споров нет. Норматива помощи ближнему в типовых ситуациях нет. Норматива коллективной взаимопомощи нет. Практик наработанных нет. Наработанных социальных связей и механизмов нет.
Древний китайский философ На Хуа давно поставил вопрос - зачем? Зачем нужно было две тысячи лет "развития" христианства, чтобы в итоге придти к тому, за что Христос попрекал еще древних иудеев? Которые тщательнейшим образом соблюдали многочисленные религиозные формальности, при этом не заботясь о ближних своих? Превратили религию в бессмысленные бремена, налагаемые на человека?
Зачем нужна христианская Церковь, если социальные практики в христианском обществе порой уступают с нравственной точки зрения даже практикам общества ветхозаветного? (Я напомню, что у иудеев, например, было запрещено пожизненное рабство и рабство детей - сравните с нормами православной российской империи).
Все дело в том, что - как и древним фарисеям - столпам православной Церкви люди и общество были, по большому счету, неинтересны. Они же у нас мистики и аскеты. А вокруг грешный мир - да ну его нафиг. Уйдем в пустыню и проведем жизнь в строгости и молитве.
А выходе мы имеем то, что имеем. Бремена неудобоносимые разработаны (в пустынях) до мельчайших деталей и возложены на всех и каждого. Догматические споры доведены до выяснения единственно правильной точки зрения и объявления всех прочих еретическими и сатанинскими. А люди... А что - люди? Люди пусть в храм ходят и постятся, что еще им надо, грешникам окаянным?
Но природа не терпит пустоты. Пустоту социальных норм и идей заполняют другие - от православнутых фриков типа вышеупомянутого, до более серьезных идеологов. Но, разумеется, уже не христианских. А Церковь все более превращается в вещь в себе, в Музей средневекового христианства. С золотыми реликвиями на стенах, священными мумиями под стеклом, исторически достоверной реконструкцией одежд и обрядов...
Вход бесплатный, пожалуйста, братья и сестры! Пожертвования на развитие музея принимаются на кассе. Вы также можете купить святые магнитики - на стену, на холодильник и в машину. Но ведите себя тихо, в музее разговаривать не принято! Вы сюда не болтать пришли, а смотреть и слушать экскурсовода.
Здесь вам не архаичная вечеря Христа с ее застольными разговорами, вином и угощением, здесь музей высокоразвитой средневековой религиозной мысли и культуры. Т-с-с! Сейчас начнется обряд! *шепотом* Дети, обратите внимание на одеяние священника: оно называется облачение, и в нем важна и символична каждая деталь! А вот эта люстра на потолке называется паникадило. Не путайте с кадилом, пожалуйста - это совсем другой предмет.