Как я уже говорил ранее, поддержка либертарианцами капиталистической модели - это феномен.
Либертарианец не видит мир джунглями, его приверженность праву и недопущению принуждения об этом говорит более чем ясно. Картина мира либертарианца примерно такая: если каждый будет иметь равные права и свободу (ненасильственных) действий, то каждый получит возможность зарабатывать и жить хорошо и достойно. А разница в богатстве или социальном положении будет обусловлена, в основном, разницей в талантах и старании. Как я уже неоднократно тут говорил, эта картина мира соответствует миру свободных фермеров, но транслируется на капитализм. Уже не как буквальная картина капиталистического мира, а как его идеология. При этом игнорируется, что экономическая основа принципиально изменилась. Свободный фермер сам производил продукт, и его перераспределение было возможно лишь при помощи насилия. Правовая система насилие исключала, таким образом, каждый жил по принципу "как поработаешь, так и поешь".
При капиталистической экономике правовая система, запрещающая принуждение, теряет свой основной смысл. Она может защищать человека от уголовного или политического насилия, но перестает иметь какое-либо отношение к его доходам. Доход теперь человек не производит сам, а получает от системы. Это зависимость, несвобода, которую нельзя преодолеть с помощью права (в его либертарианской трактовке, где оно ограничивается запретом агрессии). Однако, психологически "застряв" в эпохе фермеров, человек искренне верит в то, что свой доход он "зарабатывает сам". И если это хороший доход, значит я молодец, все сделал правильно. Если плохой - надо лучше стараться, развиваться, учиться на новую профессию или создавать свой бизнес.
Казалось бы, ну и что в этом плохого? Да, реально мир не такой, но человек честно трудится и при этом лоялен системе (максимум, требует снижения или отмены налогов, но на строй в целом не покушается, а совсем наоборот, готов его защищать). Проблема в том, что меняется сама система. А взгляд людей направлен, идеологически, не в будущее, а в прошлое (нонсенс!). Люди, которые мечтают об отмене налогов с зарплаты - не замечают, что скоро отменят зарплаты. Точнее, теперь наконец заметили - но лишь тогда, когда мир уже подошел к этому вплотную. При этом, реакция на происходящее - надо это остановить, надо этого не допустить! Это глобальный заговор!
Да, разумеется, это глобальный заговор. Но посмотрите, кто заговорщики. Миром правят глобальные фонды, сосредоточившие в своих руках бОльшую часть собственности, в тч средств производства. То есть, грубо говоря, заговорщики - это самые успешные капиталисты нашего мира. (Чтобы это отрицать, надо крепко зажмуриться. И зажмуриваются - говорят, что западная элита дружно сошла с ума, набравшись левацких идей. А владельцы триллионных состояний, видимо, решили их сменить на красный бант и должность в Политбюро ЦК).
Фактически, в условиях неизбежных (и уже давно происходящих) изменений в экономике и технологиях, либертарианцы не имеют позитивной повестки, отвечающей этим изменениям. Образ позитивного прошлого у них есть (Америка 1860-х, Америка 1960-х), а образа позитивного будущего у них нет. В этих условиях, продвижение новой повестки идет безальтернативно. Голоса "против" раздаются, а голоса "вы делаете неправильно" - не раздаются.
Товарищи, без образа будущего нельзя. Если вы вместо образа будущего предлагаете образ прошлого - "Америка 1960-х с айфоном", то считайте, что битву за будущее вы проиграли, ибо ваша повестка попросту неадекватна ситуации. А это значит, что вы свои ценности в дивный новый мир не протащите. Свои ценности протащат туда другие - такие как Шваб, например.
-------
Остается попробовать хотя бы "на пальцах" описать, каким могло бы быть либертарианское видение будущего.
Первое. Плановая экономика неизбежна - просто потому, что она теперь возможна (ну, как в свое время крупные корпорации стали неизбежны, потому что возможны). Возможна в полной мере - ибо в Союзе был своего рода косплей будущего, при тогдашнем уровне производственных технологий и отсутствии компьютеров.
Второе. Плановая экономика ничем не плоха, если она будет существовать не в условиях тоталитарной диктатуры и запрета других форм хозяйствования, а в условиях традиционной правовой системы и параллельно с рынком.
Третье. Плановая экономика хороша, потому что даже при текущих технологиях вполне возможно обеспечить ее участников всем необходимым бесплатно (пища, одежда, жилье, транспорт, энергия, и тд), при этом сократив рабочую неделю в разы. Экономика в этом случае перейдет в область инфраструктуры, так что наличие у вас пива в холодильнике или автомобиля в гараже вы будете воспринимать так же, как сегодня наличие воды в кране. А ваше внимание и старание переключится с экономической конкуренции, с целью успеть до конца жизни выплатить ипотеку - на что-то более позитивное. На отдых, на искусство, на творчество, на науку. В конце концов - на участие в рыночной экономики с целью заработать на то, чего в плановой экономике вы не имеете.
Но главное, товарищи, на что переключится массовое внимание - на политику. В широком смысле слова. В настолько широком, что нам сегодня трудно даже представить. Массовый выход людей из беличьего колеса экономики приведет к возможности этой экономикой наконец демократически управлять, а не только работать на нее. Экономикой, муниципальной, региональной, государственной и даже мировой политикой. Правозащитной и даже правоохранной деятельностью. И вот тут либертарианство в состоянии реально развернуться. Вот именно тут, а не при капитализме. Добавив в свою теорию естественного права, особой главой, наряду с политической демократией - экономическую демократию.
Но все это совершенно недопустимо возможно лишь при одном условии - при условии, что в деле строительства социализма победят либертарианцы. Что, как вы понимаете, невозможно, потому что социализм для либертарианца это даже не харам, это чОрт во плоти. Меж тем, если социализм построят те, кто его сегодня строит, то вы, товарищи либертарианцы, даже с товарищами коммунистами помиритесь - потому что по сравнению с этим сталинский СССР будет выглядеть царством свободы. Что собственно мы сегодня и видим - коммунисты от зачатков нового социализма охреневают не меньше вашего. Будете плакаться друг другу в жилетки.