Навеяно:
https://www.youtube.com/watch?v=3fkGTA3-52A Кочергин классный дядька, спору нет. Меня в данном случае заинтересовала религиозная часть беседы. Апологетические аргументы Кочергина я тут рассматривать не буду, потому что он повторяет известные вещи, которые в этой жежешечке уже были разобраны. С точки зрения политической тактики, сочетание социализма и православия, несмотря на их исторический конфликт в России, выглядит вполне рациональным. А вот стратегически все уже не так однозначно, на мой взгляд. Давайте представим себе, чисто гипотетически, что товарищ Кочергин, или кто-то другой, добился главной цели - спас ситуацию в РФ, сохранив (вопреки динамике ситуации) государство. Далее встает вопрос об основах государства, о том фундаменте, на котором оно будет стоять, и мировоззренческие вопросы здесь оказываются едва ли не первичнее экономических и военных. А уж позднее, так и тем более. Кто же был прав - товарищ Ленин, считавший религию обезболивающим для угнетенного народа, или товарищ Кочергин, считающий религию нравственной основой общества?
Мы видим, что спустя сто лет после революции, которую вполне можно считать, помимо прочего, еще и революцией атеистической, религия снова заняла довольно существенное место в русском обществе. Конечно, не такое, как до того. Но до того это была строго обязательная официальная идеология, и считать процент православных среди русских в РИ - это то же самое, что считать процент пионеров среди русских школьников в позднем СССР.
Православие заняло определенную нишу, но заняло оно ее очень специфически. Если вы посчитаете процент русских с крестиком под рубашкой, насчитаете процентов 50, навскидку. Если вы посчитаете процент людей, регулярно (пусть не часто) ходящих в храмы, вы насчитаете пару процентов.
Теперь давайте посмотрим на православие с точки зрения "производимого продукта". Ну, вот сам товарищ Кочергин - тренер, у него есть своя школа, наверное это вполне можно так назвать. Очевидно, по результатам занятий в этой школе, в зависимости от усилий и таланта конечно, люди должны получать некие навыки, и это есть тот продукт, что производит, назовем это так, "система Кочергина". А что производит "система РПЦ"?
Начнем с положительных моментов. Православие - это своего рода сплав из "евангельских тезисов" и "святоотеческого предания". Евангельские тезисы настолько близки духу любого нормального человека, что я не припомню пожалуй случая, чтобы с ними кто-то вообще спорил. Ибо это был бы спор из разряда "за все плохое, против всего хорошего". Таким образом, если человек принимает православие, он принимает эти тезисы не просто как "вообще-то правильные", но и какбе берет на себя обязанность относиться к ним, как к обязательным. Это далеко не всегда сильно влияет на человека, иногда это влияет, как ни странно, отрицательно. Но чем человек умнее и образованнее, тем больше он рефлексирует свои поступки, тем более они у него соответствуют его мировоззрению. И вот на таких людей (сам Кочергин как пример) "евангельские тезисы" влияют, безусловно, положительно и ощутимо, а такие люди всегда представляют собой авангард общества.
Что же до святоотеческого предания, то вот это уже штука весьма и весьма специфическая. Морально она весьма
неоднозначна. Само это явление представляет собой способ фокусировки тех самых евангельских тезисов, да и Библии в целом. Неправильное учимся игнорировать, правильное учимся гипертрофировать. Святоотеческое предание, по сути своей - это павликианство.
Человек воцерковленный, то есть в достаточной мере погрузившийся в церковную традицию и в формируемую этой традицией культуру, имеет по сравнению со своим состоянием "до", плюсы и минусы. Павликианство свело христианство (в смысле, тезисы Христа), по сути, к одному-единственному реальному, практическому стереотипу поведения - впрочем, весьма многранному в своих проявлениях. К "смирению". Исторически, речь идет о применении к христианству принципа "не можешь победить - возглавь". А возглавив, приведи ранее для тебя опасное явление - к полезному.
- Православный, воцерковленный человек - характерен терпимостью на уровне сугубо межличностного, "равноуровневого" общения. Православный человек не будет пытаться вас убить за то, что вы его обозвали нехорошим словом. И тп. Это некритично для общества с высокой культурой, для которого оно естественно, но для малокультурных людей является совершенно реальным сдерживающим фактором, который таким образом сближает их с людьми культурными. Пусть это и происходит таким искусственным путем, но хотя бы так. Я писал,
что такое оскорбление в обществе низкой культуры.
- В православном обществе убийство, грабеж, изнасилование - на бытовом уровне - становятся общественно-порицаемыми вещами.
- В православном обществе отсутствует нацизм
- В православном обществе женщина или ребенок признаются, безусловно, человеком.
Если кому-то сейчас смешно, типа "надо же, достижения, ухаха!" - то это зря. Очень часто, даже в современном мире, среди людей религиозных - ни человек другой веры, ни женщина, ни даже ребенок (если он чужой веры/расы или женского пола) человеком не признаются. С вариациями - где-то женщина своей расы/веры считается человеком, где-то нет. Где-то упор идет на этнос, где-то на религию. Но в целом оно вот так. Кстати, к религиозным людям следует отнести не только представителей традиционных религиозных конфессий, но и новых, квазирелигиозных - феминисток, негритянских расистов и ЛГБТ. Отбросив шелуху, суть большинства религиозных и квазирелигиозных идеологий сводится к тому, чтобы обеспечить повод назвать бОльшую часть людей животными, не имеющими человеческих прав. На этом фоне православие - этакий светоч добра и культуры. Но, увы, только на этом фоне.
Дальше пойдем по минусам. Павликианское смирение - вещь лукавая. Личное оскорбление следует принять с возможным смирением, грех перед собой самим следует по возможности простить. Но вот дальше :))) Дальше начинается банальный религиозный фанатизм, когда люди - искренне верующие, что Бог есть любовь - с легкостью оправдывают и крепостное рабство, и неограниченную власть над собой монарха, и даже сожжение детей в кинотеатре. Павликианство, дав нормальным добрым людям повод в него перейти (ведь речь о любви к ближнему!), после оного перехода начинает потихонечку, с анестезией, выдергивать у доброго человека зубы. Дабы не кусался. Принял власть Господа нашего? Признал себя рабом? Молодец, уже молодец. Теперь признай, что ты и земному своему господину раб. Ибо смирение! Это не абы что, это духовная добродетель. За то тебе воздастся. Там, на небесах. Тем, кому нравится быть Господином и иметь рабов. Это Он так устроил мир. Принял? Молодец! Пойдем дальше. Своим личным врагам ты прощать должен, ибо смирение. А врагам Господа своего? Тем, кто совращает невинные души и увлекает их во ад? Да-да,
за неправильное понимание догматов люди отправляются в ад. Поэтому что с ними надо делать? Их надо убить, дабы они не соблазняли малых сих, ага. Так что каторга в поздней РИ за недостаточную православность - это еще бледная тень тех репрессий, которые устраивались под этим флагом ранее. И не надо думать, что это типа преданье старины глубокой. Такие шутки легко активируются - посмотрите на исламский терроризм. 21 век вроде, но ничо так, работает. Или вот, в суде оправдывают педофила - ну, девочка же не человек. Если вы думаете, что православие сильно лучше, вы ошибаетесь. Да, вот именно такого в нем нет, как уже сказано выше. Зато есть много всего другого. Просто этого СЕГОДНЯ не видно. Но сегодняшнее православие это результат репрессий при СССР, поэтому и только поэтому оно выглядит таким мирным, беззащитным, так что его хочется погладить по белой пушистой шерстке. Однако, за время пути, собачка может и подрасти. Судить можно по тому, во что превращается - очень быстро превращается - РПЦ внутри себя. Она отделена от государства, поэтому власти над рядовыми гражданами у нее нет, в том числе и власти над прихожанами. Но РПЦ состоит, грубо, из двух страт - епископы и священники. А политически РПЦ - это абсолютная деспотия (павликианство, товарищи), в которой власть епископа над священником почти безраздельна. И нелепо тут искать причину в "человеческих грехах". Любая структура начнет превращаться в филиал ада, если там прописана власть как главный принцип. А в РПЦ это основа основ. Это духовная основа РПЦ, все остальное в ней, по сути, рюшечки.
И лишь тот факт, что РПЦ пока представляет отдельное сообщество, подчиненное гражданскому закону, удерживает ее от превращения в нечто апокалиптическое. Соедини ее с государством и дай ей чрез это власть уже и над рядовым пиплом - и два дракона сольются в такое, что крепостное право сказкой покажется. Ибо старинные тоталитарные режимы были сильно ограничены технологически и ресурсно. Фактически, РПЦ не являются христианской конфессией, и в этом все дело. Павликианство взяло себе от христианства то, что ему было выгодно, отбросив то, что мешало строить адскую систему власти человека над человеком.
И еще один минус православия, который в сущности вытекает из предыдущего. Оно организовано так, чтобы подавлять любую самоорганизацию, любые народные, демократические институты. Любую обратную связь. Поэтому государство, которое в качестве идеологической основы пытается использовать православие, становится на путь саморазрушения, через превращение в тоталитарную машину. Превращает население в покорных рабов, вслед за чем неизбежно падает под ударами извне, которым нет нормального противостояния изнутри. Ибо всякий дом, разделившийся в себе, падет. История, дважды повторившаяся с РИ и СССР, легко повторится в третий раз. Хотя, я лично не верю в ренессанс РПЦ. Ни путем массового обращения в эту религию - для этого нужна катастрофа с отбрасыванием цивилизации в неграмотность, либо радикальное изменение самой РПЦ. А это невозможно. Ибо то самое "святоотеческое предание" играет для нее роль фундамента.
Наконец, я уже много тут писал об обрядах, о том что не работает оно, чисто практически. Люди это видят, и в "церкву" не ходют-с.
Собственно говоря, нынешнее восприятие русскими православия показывает именно это. Большой процент русских считают себя христианами и, поскольку с практической точки зрения для них это означает "носить крестик, венчаться в церкви, крестить детей" - они это делают. Но и не более того. Если бы они еще знали,
что такое крестить детей... Павликианство затронуло не только идеологию, увы. Эта было штука пострашнее атомной бомбы.