Ибн Хальдун

May 24, 2020 18:20

Процитирую:"...модель развития событий, описанная еще арабским мыслителем XIV века Ибн Хальдуном. Согласно ему, любая правящая династия или любое общество арабо-мусульманского мира переживает четыре этапа своего существования. Начинается с того, что в город приходят бедуины из пустыни и завоевывают его. Это первое поколение: оно забирает власть путем ее захвата. Затем второе развивает и консолидирует присвоенное отцами. Третье поколение начинает почивать на лаврах, но при этом вкладывается в развитие искусства. Ну а четвертое жиреет и деградирует, после чего из пустыни снова приходят бедуины, режут вырожденцев и все начинается сначала."
(С) Фурсов

Достопочтенный Ибн Хальдун описал лишь ход процесса. Этого недостаточно, надо еще понимать его динамику, причины. Просто аппелировать к примеру Ибн Хальдуна - скушно.

А причины тут две и обе упираются в культуру. Первая причина заключается в прогрессирующей утере мини-цивилизацией (арабским городом) культуры, начиная со второго поколения. На первый взгляд такое утверждение может показаться нелепым, ведь культура, напротив, начинает развиваться. И вроде бы именно дикие, малокультурные бедуины захватывают "разложившихся" культурных арабов. Многие еще не преминут добавить словечко "пассионарность" к подобным рассуждениям, ага :))

Причина кроется в слишком узком понимании термина "культура". На самом деле, бедуины тоже являются носителями культуры. Безусловно, по многим показателям их культура ниже, чем у "городских". По многим, но не по всем. Некоторые критически важные - как мы видим по факту захвата ими города - элементы культуры у них есть, а у городских уже утеряны.

Самое явное и очевидное - воинская культура. Вряд ли бедуины великие воины. Но они таки бойцы. Городские уже в массе своей нет. Но дело не только в этом. Например, в той ситуации, когда бедуин пойдет мстить, городской житель позовет на помощь стражу. За счет более высокой трудовой специализации при городской жизни, потеряны физические и, самое главное, психологические и социальные навыки. Причем не абы какие, а важнейшие, та же культура мести например. Они и сегодня являются важнейшими, а уж в средневековье - и говорить нечего. Бедуин свободен, горожанин платит налоги, он подвластен правителю города. Налицо потеря культуры. И умение писать картины и делать кальяны - слабая культурная компенсация.

Вторая причина заключается в том, что утеря вышеуказанной части культуры происходит, как вы понимаете, естественным путем, как бы само собой. И либо не рефлексируется, либо рефлексируется так, как это сделал Ибн Хальдун - как некий факт. Меж тем достаточно очевидно, что переход бедуинов к жизни в городе требует от них, по идее, думать не только над текущими проблемами, в духе "развивать и консолидировать захваченное". Но и над решением проблемы более высокого уровня.

Пока они были бедуинами, жизнь в пустыне все делала за них. Она их готовила, тренировала и заставляла вести определенный образ жизни. ПУСТЫНЯ поддерживала их уровень культуры, необходимый для выживания. После поселения в городе, у них этот "обязательный тренинг" пропал. Соответствующая часть культуры неминуемо начинала вырождаться - это следовало отрефлексировать и компенсировать. Им следовало создать искусственный механизм, который бы развивал нужную часть культуры, и тогда через четыре поколения они не уступали бы бедуинам, а превосходили бы их. Ибо развитие было бы целенаправленным.

Однако, мало какое государство удержится от, напротив, обратных действий. От ускоренного и целенаправленного разрушения соответствующей части культуры. Любой племенной вождь живет в условиях, когда гарантией его статуса является боеспособность каждого в его племени. И напротив, каждый владыка живет в условиях, когда ему кажется выгодным сделать население максимально подконтрольным. То есть к естественному ходу деградации добавляется еще и государственное усилие. В какой-то момент времени очередной владыка, полностью подчинив себе народ, автоматически остается один-оденешенек.

Забавно, что если раньше он мог опасаться народа, то теперь народа он не опасается, зато он начинает опасаться своих приближенных. Или войска и генералов. Вместо цельного общества, каким было племя, получилась управляющая покорным населением кучка. Поскольку население покорно, кучка начинает ускоренно разлагаться - им остается только красиво жить, на всем готовом еще с прошлого поколения. Вдобавок, начинаются интриги, что нередко приводит даже к найму варваров на должность личной охраны государя. варварам можно верить, своим уже нет. Эту разложившуюся кучку (а заодно и население) и вырезают пришедшие из пустыни бедуины.

Та самая "проблема технаря", что и в истории СССР - что первое поколение бедуинов, что последующие три вплоть до падения города видели только материальную составляющую - золото, красивые дома, новые территории, армию, военные операции. Социальные изменения никого не волновали, пока с материальной составляющей было все окей.

политика

Previous post Next post
Up