Об исторической слабости материализма

Feb 07, 2020 20:44

Навеяно: Сельских жителей начали штрафовать за парковку возле своих дворов.

Философии материализма (читай - марксизма) свойственны представления о линейном, поступательном развитии цивилизации.
Изначально оное развитие предполагалось,насколько я могу судить, совершенно безудержным. Этакая неумолимая поступь прогресса, когда даже если происходит что-то нехорошее - например, усиление эксплуатации трудящихся - то даже и это все равно ведет, в конечном итоге, ко благу и к итоговой победе коммунизма.

Поэтому сегодня товарищи коммунисты (например, ув. Анлазз) не отчаиваются. Советский Союз потерпел неудачу, а капитализм благодаря фактору "советской тени" получил отсрочку. Но теперь Союза нет, и ситуация откатилась обратно. А следовательно что? Следовательно, все начнется снова по Марксу и Ленину - капитализм неизбежно схлопывается, эксплуатация усиливается, и однажды ситуация начала ХХ века повторится. Рестарт, уже на новом уровне. Прогресс не остановить.

Коммунист Иван Ефремов был вольнодумцем среди единомышленников и заявил о том, что поступательный прогресс необязателен - возможна, о ужас, фиксация цивилизации в инферно. На бесконечно долгий срок.

Однако, есть ужас, и есть ужас-ужас. У Ефремова ужас. Инферно у Ефремова было похоже на сочетание позднего капитализма эпохи деградации с некоторыми политическими чертами СССР. Однако это, в сущности, все та же философия, о которой сказано выше. Цивилизация просто "заморозилась" в плохой, негативной точке. Точке, параметры которой обусловлены все тем же капитализмом, его законами развития. Экономическими законами.

-----------------

Как здесь уже говорилось, экономика диктует законы до определенной стадии своего развития. Далее, она перестает диктовать законы. Далее, законы начинает диктовать психика.

Экономические законы способны превратить жизнь людей в "ад" - примеров из самых разных эпох достаточно. Рабовладение в древнем мире и в новой истории, суррогатные продукты питания в новейшей (как узнаваемо сегодня описание этого явления Ефремовым), огораживания в Англии, феодальные и мировые войны, примеры геноцида и жесточайшей эксплуатации...
Но "ад" в кавычках, обусловленный материалистическими, экономическими факторами, "ад" вынужденный исторически - на наших глазах уступает место аду без кавычек. Аду в классической религиозной трактовке - системе, созданной вопреки экономике и даже вопреки политике. Системе, созданной не ради денег и ради бизнеса, а вопреки бизнесу.

С точки зрения материализма, такая система выглядит иррациональной. Неудивительно, ибо она не классическая. Классический капиталист может стремиться платить рабочим меньше, потому что это повышает норму прибыли и конкурентоспособность фабрики. Но он не станет намеренно третировать рабочих - напротив, ему всегда будет выгодно их мотивировать.
Классический политик может обманывать избирателей и манипулировать ими, но он не станет намеренно их унижать, это абсурд. Классический "демократический" политик это популист.
Классический диктатор или монарх может репрессировать людей за оппозиционность и повышать налоги, но себя он видит вождем, а страну своей собственностью. СССР при Сталине был очень жесткой системой, жестокой системой, но система росла и крепла.
Классический рабовладелец может выжимать из рабов все соки и считать рабов за говорящий скот, но его плантация это его хозяйство, и эксплуатация раба имеет конечной целью эффективность, а потому ограничивается выгодой.
Николай II и его немецкий коллега одинаково высказывались о вреде массового образования - но они не были злодеями, они просто в мере своего понимания реалий заботились о государстве в целом. Их логика совершенно рациональна - что будет, если массы, обреченные на простой дешевый труд, получат образование, требующее хорошей высооплачиваемой профессии? Будет катастрофа. Они ошибались, не понимали логики индустриальной фазы развития - но ошибались вполне искренне. Никакого злодейства, нормальный рационализм.
Гитлер, как представитель империалистической эпохи капитализма, мог устроить мировую войну. Но он строил дороги и развивал экономику. Гитлер мог уничтожать евреев и славян, но он лично озаботился ситуацией, когда посылочка солдата с награбленным на восточном фронте не дошла до фатерлянда. Прямо отец нации - как и полагается классическому диктатору. И мотивы, и психология.
Логику империалистического развития мы видим сегодня на примере Китая.

Все это ушло в прошлое. История не развивается поступательно, история развивается по спирали. Угнетение, имевшее корнем рациональность и экономику, отступило на время, потребное для развития индустрии, развития технологий. И сменилось затем угнетением, имеющим совершенно иную природу.

Третирование людей за парковку машины во дворе не имеет экономической природы. Мелкая выгода исполнителей - ничто, речь идет о тренде. Глобальном тренде. Политическая выгода отрицательна - если целью является экономическое угнетение во имя бабла, зачем иррационально злить людей "просто так".
Уничтожение экономики во имя "экологии" не имеет экономической природы. Да, на этом кто-то сделает гешефт, но это гешефт из разряда "убить корову, нажиться на продаже шкуры". Это иррационально.

Экономическая мотивация умерла. Политическая мотивация умерла. Немецкие политики издеваются над населением, позволяя беспредел мигрантов - мигрантов не экономических, этих людей завезли не в качестве дешевой рабсилы, они не работают. Их завезли, чтобы издеваться над населением. Зачем издеваться над населением?

Затем, чтобы издеваться над населением. Это вам не 19-й век, когда английские ткачи жили бедно, а индийским отрезали пальцы - и все это во имя конкуренции товаров. Это все осталось в веке позапрошлом. Это вам не 20-й век, когда немецкого солдата отправляли во Францию, Польшу или Россию, чтобы он рисковал жизнью, но имел мотивацию в виде военных побед, женщин, грабежа и земли. Теперь немец должен страдать. Зачем? Не зачем, а самоцель. Империализм закончился, страдания во имя экономики устарели, теперь экономика страдает -  в целях страданий пипла.

В РИ крестьяне были крепостными. Их роль была ролью живых станков. Но ни одному Романову не могло придти в голову специально третировать крестьян, вопреки экономической и политической целесообразности. Третировать крестьян мог порой помещик, Салтычиха какая-нибудь, из личных садистских мотивов. Но представить себе, чтобы имперское правительство ежегодно изобретало все новые и новые способы досадить крестьянам, чтобы унизить их вопреки экономической и политической целесообразности? Абсурд.

В позднем СССР вас могли посадить за производство джинсов. Это политика, это экономика, и это ошибка. Но в СССР вы могли припарковать машину возле своего двора. В позднем СССР показалось бы абсурдом издеваться над гражданами специально.
Что такое революционная ситуация, советские политики знали лучше других. В школе проходили. Им бы в кошмарном сне не приснилось такого. В позднем СССР гражданин, де-факто бесправный совершенно, в случае какой-то явной несправедливости мог пожаловаться властям, и вопреки его бесправию - немедленно принимались меры. И это естественно, это само собой разумеется, это безусловный рефлекс любой классической системы. Каждый чиновник знал страх божий - ибо центральная власть беспокоилась о поддержании реноме. Что-то она не могла или не хотела обеспечить людям, но это была ее необходимость. Злить людей специально? Абсурд. Поэтому "Челябинский расстрел" - когда власть столкнулась с восстанием - понятен. Но чтобы советский чиновник позволил себе публичные заявления в стиле "быдлу так и надо", характерные для чиновников современных? Да просто в голову такого не могло придти.
Советский гражданин имел известные ограничения, диктуемые экономическим и политическим строем. Но он мог, например, ловить рыбу без проблем, за копейки покупать бензин для машины или разжечь костер в лесу - в голову никому не приходило, на уровне центральной власти издеваться над советским гражданином просто так, во имя издевательств.

Все проходит, и это прошло. Как я уже писал ранее, в прошлом любой государственный садизм шел впристяжку к политэкономическим целям. Как личное удовольствие маньяка, не противоречащее государственным задачам, диктуемым экономикой или политикой. И ограничивался, когда начинал им мешать. Вспомним тезис "головокружение от успехов", провозглашенный в момент, когда личный садизм исполнителей вошел в противоречие с государственными задачами.
С тех пор мир изменился. Все перевернулось.

Теперь государственные цели диктуются соображениями садизма. И ограничиваются экономическими и политическими соображениями, когда оные цели слишком сильно сказываются на необходимом политическом или экономическом минимуме, заданном для сохранения ада на данной конкретной территории. Когда экономические или политические проблемы начинают мешать построению ада. Если раньше садизм исполнителей был "смазкой" для построения экономической системы, как например во времена огораживаний или коллективизации, то теперь экономические мотивы исполнителей служат смазкой для построения ада. Подобно тому, как штрафы с камер фиксации скорости или выгоды от эвакуации автомобилей с улиц просто обеспечивают экономическую заинтересованность в проведении политики террора ради террора.

"Инферно" Ивана Ефремова - детский сад, в сравнении с новой моделью. Ужас во имя прибыли ничто в сравнении с прибылью во имя ужаса.

политика

Previous post Next post
Up