Ровно в 16:24, по Гринвичу, стая полярных крачек, летевшая куда-то по своим делам решила приземлиться на синайском полуострове в районе Набка. Одна из птиц, решила сесть на высоковольтный провод, который был как-то неправильно смонтирован рабочими. Под весом совсем небольшой птицы, рассыпая громкий треск и снопы искр провод вместе с керамическими изоляторами рухнул на землю, оставив без электричества несколько деревень и два карьера, в которых добывался песчаник.
В это же самое время, 16:24 по Гринвичу, владелец одной из пасек в Шотландии, Англия, столкнулся с загадочным явлением, которое носит название "Коллапс Пчелиных Семей". Ульи на этой пасеке стояли в несколько рядов, образуя, если смотреть сверху, как-бы прямоугольник. Неподалёку от пасеки проходила высоковольтная линия электропередач. Из улья, в углу прямоугольника (как раз того, который "смотрел" на высоковольтную линию) уже давно начали пропадать рабочие пчёлы. Они просто улетали, и не возвращались. Мёда и пыльцы там не было, матка откладывала меньше яиц, чем у других ульях. В 16:24 из него вылетела последняя рабочая пчела, чтобы никогда не вернуться назад.
И в 16:24 на небольшой заправочной станции в Португалии лицо начинающего путешественника Евгения Кузнецова впервые за день осветила улыбка. Евгений на своём автомобиле Шевроле-Нива, направлялся в сторону мыса Рока, самой западной точки европейского материка. Стартовал он двумя неделями раньше, на родине своего автомобиля, в городе Тольятти. По дороге он писал о своём путешествии с повидавшего виды грязно-белого нетбука Asus, в свой блог, в котором дорожные отчёты перемежались с просьбами ко всем заинтересованным юридическим лицам выступить в качестве спонсора. Заинтересованных юридических лиц - не находилось.
Из-за долгого сидения за рулём, у Евгения были некоторые гм... трудности с опорожнением кишечника (по-русски говоря -- запор). Это была уже третья заправка, на пути за сегодняшний день, где Евгений на плохом английском осведомлялся о наличии ватер-клозета. Ватерклозет находился каждый раз, но из-за трудностей Евгений покидал его в ещё более мрачном расположении духа, чем заходил. На его лице отчётливо проступало осознание отсутствия спонсорства, отягощённое кишечной неразрешённостью. И вот, в 16:12 он подъехал к ещё одной португальской заправке, которая находилась рядом с высоковольтной линией. Персонал на ней не говорил по-английски, а португальского Евгений не знал. Однако, взаимопонимание с сотрудниками заправки было найдено. И запор, который мучал Евгения весь день, решил отступить. И в 16:24 по Гринвичу на лице Евгения наконец заиграла улыбка.
В этом месте, я собираюсь поведать о том, какая связь есть между событиями, которые произошли в Египте (Синай), Португалии, и Шотландии, неподалёку от высоковольтных линий электропередач, в 16:24 по Гринвичу. В это трудно поверить, но нет никакой связи. Хотя, пока вы читали предыдущие абзацы (вспомните) - ваш мозг её искал, правда? Даже казалось, что вы вот-вот ухватите эту связь, что уже почти понятно, к чему я клоню?
Я придумал все эти истории, извините. Я даже не знаю, летает ли полярная крачка мимо Набка, много ли в Шотландии медоносных пасек, и есть ли на свете такой путешественник с Шеви Нивой, как Евгений Кузнецов.
Зато я слышал про правило Хебба, или "постулат обучения Хебба".
Я не слишком большой специалист в нейрофизиологии, нейрологии, и всем, что с этим связано. Давным давно, чуть ли не у Роберта нашего, Дилтса я прочёл про
физиолога и нейропсихолога Дональда Хебба. Он много чего сделал для науки в своё время, на его работах основано сейчас построение и обучение нейронных сетей. И, кроме прочего сформулировал, ещё в 1949-м году одну важную вещь -- если два нейрона реагируют на какое-либо событие одновременно, то связь между ними усиливается.. У Хебба всё
немного сложнее сформулировано, но суть передана довольно точно. Этому "постулату обучения" Хебба уже 60 с лишним лет. Но, мне кажется, этот постулат обучения до сих пор недооценен.
Если исходить из современных представлений о мозге (которые я здесь, конечно же, сильно упрощаю), с любым предметом, понятием, действием у нас в голове связаны "ансамбли нейронов". Их активность возрастает и падает, пока мы обрабатываем информацию, познаём этот мир, фантазируем, действуем, живём. Связей между ними больше чем звёзд во вселенной, так что - для большинства задач (хоть и не для всех) -- хватает. И вот, у вас в мозгу, есть какой-то ансамбль нейронов, которой связан с понятием высоковольтных линий. Ну, каждый раз, когда вы думаете о высоковольтных линиях -- этот ансамбль активизируется. Ну, есть ещё нейроны, которые отвечают за время (за то, как вы понимаете, чувствуете, распознаёте на часах время...). В том числе и за такое время, как 16:24. Тоже "ансамблями". Вот теперь, думаю, вы понимаете, к чему я клоню... Есть ансамбли нейронов, которые отвечают за путешественников на Шеви-Нивах, за полярных крачек (или просто птиц), за представление о медоносных пчёлах... Есть ансамбли нейронов, ассоциированные с Шотландией, Португалией и Синайским полуостровом, так?
Ну так вот, тремя первыми абзацами этого текста я заставил эти нейроны реагировать на текст. (Не очень точное выражение "я заставил", конечно это сделал не я...). Реагировать, более или менее (насколько это возможно при чтении последовательного текста) одновременно. И между этими ансамблями нейронов усилилась связь. Как будто, вам был намёк, что эти события связаны, и вам захотелось понять, как.
Что я пытаюсь проиллюстрировать? Что наш мозг так работает. Что мы обращаем внимание на совпадения. Что мы делаем (часто неправильные выводы), если что-то совпадает. Что у нас образуется связь в мозгу, между ансамблями нейронов, даже если этой связи во внешнем мире, "в реальности" -- нет. А в мире происходят миллиарды событий. И часть из них обязательно совпадает...
Вот дама, которая молется о том, чтобы её сын выздоровел. Она открывает молитвенник и зажигает свечку, читает слова. Активность нейронов в её мозгу исполняет своё танец... В теле сына идут свои процессы. Имунная система воюет с болезнью. Перевес то на одной, то на другой стороне. И вот, имуннитет начинает побеждать. Так уж случилось, что это стало заметно не когда доктор выписал сыну лекарство, и даже не тогда, когда сын начал его принимать. А когда пачка таблеток уже закончилась, а молитвы матери -- нет. В мозгу образуется связь, которую мать интерпретирует как то, что таблетки не помогают, а вот молитвы -- помогают. Вместо молитвенника у неё может быть сборник стихов
Евдокии Марченко. Тот же результат. Мозг решает, что что-то связано, хотя связи "в реальном мире" и нет.
Заметьте, мозг не делал ничего с нейронной связью, пока молитва не помогала. Мозг не придаёт такой вес несовпадениям... А вот как совпало, сразу есть такое чувство - "АГА!.." И образовалась новая нейронная связь...
Вот
Друнвало Мельхиседек, который пишет книги, о том, что нужно создавать "движущуюся мысленную меркабу вокруг тела, чтобы выжить в грядущем апокалипсисе". Книги написаны примерно, как первые три абзаца этого поста. Только не про высоковольтные линии, крачек и кишечник, а про апокалипсис, инопланетян и меркабу. У большинства читателей уже есть представление об этих вещах, кроме разве что "меркабы". Но там, объясняя, что это такое (и задействуя те или иные нейронные ансамбли) рассказывают про меркабу. И у читателя появляются в мозгу новые связи, появляется ощущение, что для него теперь меркаба -- нечто реальное. И не просто реальное, а куда ж он теперь, без неё?
И ещё в книгах есть одно отличие от моих трёх абзацев. Там наличие связи между всеми этими вещами не отрицается, а наоборот -- объясняется... Чтобы читатель "подтянул" больше ассоциаций, чтобы больше нейронных ансамблей вовлеклись в работу, чтобы связи между несвязанным стали ещё прочнее. И прочитав книги, доверчивый читатель несёт Друнвале денежки, потому что как же выжить в грядущем апокалипсисе, если до сих пор толком мысленную меркабу не умеешь крутить?
Или возьмём, скажем, для примера Алмазную сутру, Коран, Библию или фильм "Секрет"... Гм... Нет, пожалуй, не будем брать, а то я кого-нибудь обижу.
Я расскажу одну короткую, и не очень весёлую историю. Все персонажи этой истории и события - вымышлены. Это я на всякий случай, а то мне уже несколько знакомых признались, что, мол нет -- ни фига, эта история реальна, и они знают этих людей. Вымышлены, мы с вами договорились, хорошо?
Жил был бизнесмен. Крупный, практически олигарх. Владелец заводов, газет, параходов, и особенно -- крупных финансовых структур. Много бизнесов построил он своими руками, многие купил, и были они прибыльны. А какие не прибыльны -- те в умелых руках таковыми становились. И работать любой из его контор было престижно и хорошо для благосостояния.
Приключилась у бизнесмена болезнь. Тяжёлая. Возможно даже -- угрожающая жизни. И возможно даже -- неизлечимая. Жизнь -- дорогая штука, она одна, а бизнесы да деньги - дело наживное. Так что улетел бизнесмен на своём личном самолёте в Тибеты-Непалы-Индии, жизнью своей занятся. Гарантии, конечно, что вылечистя -- никакой не было, но надо же хоть что-то делать? Жизнь -- она одна.
А Тибеты-Непалы-Индии -- тоже субъекты мировой экономики. И экспортируют они разные товары, а пуще прочего -- религии, да верования. Неплохо расходится. Так что взялись духовные специалисты бизнесмена альтернативными методами лечить. А параллельно, задействуя разные ансамбли нейронов рассказывать, про то, как мир устроен. Немного из Алмазной сутры, немного из Блаватской, кое-что из Рериха, кое-что из Мельхиседека. Подключились, работают...
И вылечился бизнесмен. Да не просто от насморка, а от тяжёлой болезни. И образовались в мозгу новые нейронные связи. Сильные-пресильные, потому что речь о жизни шла.
Так что, когда бизнесмен вернулся -- все его структуры заниматься бизнесом перестали. И перестали звучать на отчётных собраниях вопросы о расходах и прибылях, о бизнес-показателях, о клиентах. А стали лишь звучать вопросы -- кто сколько книг Блаватских-да-Мельхиседеков прочитал. А если не прочитал -- то за что интересно они здесь деньги получают? А если не нравится - менеджеров никто не держит, менеджеры могут уходить.
Так и живут. Долго, но не знаю, насколько счастливо.
Конца истории -- не будет. Посмотрим, чем всё закончится.