Dec 28, 2020 16:05
В 1959/1966 году Натан Зах опубликовал манифест нового поколения поэтов, который хорошо помогает понять поэзию послевоенного периода (не только израильскую, но и вообще западную). Поскольку на русском языке я текста этого манифеста не нашел, пусть здесь лежит выжимка:
1. Отторжение катрена, четверостишия - прежде всего из-за его симметрии и его стремления к фиксации. Ориентация, вместо того, на форму триад, иррегулярную строфу и другие формы без ярко выраженной регулярности.
2. Развитие строки как потока.
3. Нерегулярная рифма. Стремление завуалировать схему рифм, располагая их в неожиданных местах, вместо того, чтобы рифмовать концы строк. Поиск рифм, которые звучали бы более естественно и менее декоративно. Полный или почти полный отказ от рифмовой схемы.
4. Более свободные метрические ритмы.
5. Отказ от излишней образности в языке. Перенос акцента на голос человека, протагониста, субъекта, и, как следствие -
6. Отказ от пафосных поэтических образов. Вместо образа героя, сдвигающего горы, что ставит его на один уровень с пророком или полубогом, поэтический образ должен вернуться к масштабу человека и к более реалистичным пропорциям. Стремление сделать так, чтобы стихотворение выглядело как бы случайным.
7. Введение в текст объектов современного мира, его элементов и ландшафтов. Не существует слов или объектов, непоэтичных по своей сути, так же как не существует предметов или субъектов, по природе поэтичных.
8. Более разговорный язык. В стиле, в ритмике, в свободе использовать сленг или разговорные выражения. При этом естественный (свободный, уличный, разговорный) язык не должен быть заменен нестилистическим языком. Поэзия всегда стилистична, однако «орнаментальная» стилизация не может рассматриваться как высшая ценность, или как ценность в себе. Требуется большая спонтанность.
9. Отторжение риторики, отказ от стремления кого-то убеждать, произвести на кого-то впечатление. Нужно перестать воспринимать поэта как оракула. У поэта нет прямой связи с Божественным или с какими-либо небесными силами. У него и с самим собой-то едва ли есть связь.
(…)
12. Тенденция создавать малые лирические формы. А вовсе не эпические произведения.
13. Стремление, чтобы поэзия была в контакте с реальностью: включение биографических реалий поэта и элементов его мировоззрения.
(…)
Полный текст манифеста: Nathan Zach, “The stylistic climate of the Fifties and Sixties in Our Poetry” [Hebrew], Ha’arets, 29 July 1966
Мой перевод по статье Michael Gluzman, The Exclusion of Women from Hebrew Literary History, 1991
.
Лингвистическое,
Литературное