Бывшему президенту Франции Франсуа Олланду было нелегко на своем посту, поскольку в 2012-2017 годах он сталкивался с одним внутренним кризисом за другим. При этом в интервью изданию The Kyiv Independent в Париже он объяснил успешную устойчивость Украины в 2022 году своими собственными дипломатическими усилиями в 2014-2015 годах.
По словам Олланда, встречи в «нормандском формате», начатые в июне 2014 года и включавшие лидеров Франции, Германии, Украины и России, а также последующие Минские соглашения, остановили Москву, выиграли время для подготовки Киева к возможному дальнейшему противостоянию и должны были подтолкнуть президента РФ Владимира Путина к дипломатическому пути.
"Перелом произошел с возвращением Владимира Путина в Кремль в 2012 году. Он мечтал о воссоздании Советского Союза. Путин занял агрессивную позицию и стал ждать реакции Запада. Он был провокационным и воинственным. Главным противником были названы США", - сказал он.
По словам Олланда, в 2014 году хозяин Кремля искал «сиюминутную выгоду». Путин присоединил Крым и начал «продвигаться» на Донбассе при помощи местных пророссийских «сепаратистов», снабжая их оружием, но не направляя «собственную» армию.
"Однако страх перед международной изоляцией означал, что Путин искал не окончательное решение войны, а скорее закрепление того, что он уже получил силой. Мы, таким образом, привели его к принятию Нормандского формата, а затем отправились в Минск на переговоры. Таким образом, той ночью цель Путина заключалась в том, чтобы как на можно позже отложить прекращение огня, чтобы получить максимально возможные территориальные приобретения. Он также хотел большей автономии для русскоязычных регионов, которые, по его мнению, он мог однажды подготовить к аннексии", - добавил Олланд.
Французский экс-президент также подтвердил слова бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель по поводу «заморозки» конфликта на Донбассе при помощи Минских соглашений, чтобы дать Украине время подготовиться к прямому столкновению с Россией и остановить «российское продвижение на украинских территориях».
"Да, Меркель права в этом вопросе. Минские соглашения на время остановили наступление русских. Что было очень важно, так это знать, как Запад воспользуется этой передышкой, чтобы предотвратить дальнейшие попытки России. Но что произошло с тех пор? Мы уже видели, как американцы уходят с международной арены в Сирии, когда Путину было предоставлено «бесплатное разрешение» в отношении поддержки, которую он оказал сирийскому диктатору Башару Аль-Асаду. Президентство Трампа ослабило связи между европейцами и Соединенными Штатами в рамках атлантического союза, который он считал устаревшим. Наконец, разгром в Афганистане был воспринят Путиным как новый признак слабости западного лагеря. Что касается Европы, то она не увидела, как ее зависимость от российского газа делает ее уязвимой. Поэтому Путин подумал, что время пошло ему на пользу и что он может переступить порог, продолжая вторжение в Украину. Отсюда агрессия, которую он совершил", - объяснил он.
Олланд уточнил, что ежемесячно он, Меркель, Путин и Петр Порошенко вели долгие телефонные беседы, обмениваясь информацией о ходе выполнения Минских соглашений. Он подчеркнул, что диалог был, даже когда чувствовалось явное нежелание сторон.
"В 2017-2018 годах «нормандский формат» был на последнем издыхании. Потому что, с одной стороны, украинская сторона увидела, что российские угрозы стали яснее (а Москва не хотела мира); с другой стороны, Путин начал уставать от этой договоренности, поскольку она мешала ему продвигаться к желаемому полному контролю над Донбассом. Целью Путина в 2015 году было максимально отодвинуть линию фронта. Мариуполь уже был в его прицеле. Минские соглашения и последовавшее за ними прекращение огня не позволили расширить территорию, контролируемую сепаратистами. Это одно из его достоинств", - указал Олланд.
С его слов, в 2014 году США во главе с Бараком Обамой не уделяли приоритетное внимание украинскому вопросу. В Евросоюзе были серьезные разногласия по поводу санкций. Поэтому реакция Запада на присоединение Россией Крыма была слабой. При этом сам Олланд настаивал на максимально жестких антироссийских ограничениях.
"Чтобы диалог был плодотворным, он должен основываться на балансе сил. Диалог ради диалога не имеет смысла и даже может иметь негативные последствия, предполагая разделение ответственности и предлагая Путину удобные рамки общения. Выход из конфликта будет только тогда, когда на земле Россия заметит провал своего кровавого предприятия", - уверен он.
Олланд также думает, что Минские соглашения могут быть возрождены для создания правовой базы, уже принятой всеми сторонами. При этом способность Владимира Зеленского мобилизовать украинскую нацию будет иметь решающее значение для исхода конфликта, не забывая при этом о вопросе Крыма, который станет частью переговоров.
Источник