Тяжелый истребитель Су-35, предназначенный в основном для завоевания господства в воздухе, занимает центральное место в планах Москвы по совершенствованию своего парка тактической боевой авиации. Начиная с 2014 года на вооружение ВКС России поступило свыше 100 таких самолетов и ещё порядка 50 единиц были построены на экспорт. Об этом сообщает американское издание Military Watch, изучая, чего следует ожидать от обновленной российской летательной машины в версии Су-35СМ.
По мнению аналитиков издания, заказы ВКС России на Су-35 стали во многом следствием срыва амбициозной программы истребителя пятого поколения МиГ-1.42 в 90-х годах, когда РФ переживала сложности из-за распада СССР, а также задержками, связанными с разработкой и вводом в эксплуатацию приемника указанного истребителя в виде Су-57, в более поздний период. Москва просто не стала рисковать, чтобы не остаться с флотом устаревшей боевой авиации.
Су-35 запустили в серийное производство с задержкой в 15 лет, но самолёт получился хороший, с высокой боеспособностью. Он стал гораздо лучше своего предшественника - Су-27, технологически обойдя его на десятилетия. Планер получил высокопрочные композитные материалы, самолёт стал легче, а его радиолокационная заметность существенно снизилась. Летательная машина обзавелась более мощными двигателями и новой РЛС Х-диапазона «Ирбис-Э», которая почти в 5 раз увеличила дальность обнаружения целей в воздухе (до 400 км), а также позволяет отслеживать 30 и обстреливать 8 целей. Была полностью заменена авионика, появилась усовершенствованная система РЭБ (Л175М «Хибины-М»).
Однако ВКС России попали в сильную зависимость от Су-35. Воздушные флоты стран НАТО гораздо многочисленней и регулярно пополняются истребителями пятого поколения F-35. Более того, на Западе ведутся интенсивные разработки самолётов шестого поколения, которые должны появиться примерно к 2030 году. Поэтому, чтобы не отстать, Москва занялась активной модернизацией Су-35, пытаясь довести его до нового стандарта Су-35СМ. По словам экспертов, пакет обновлений выглядит внушительным.
Ожидается, что Су-35СМ будет опираться на новую ракету Р-77М класса «воздух-воздух», которая будет запускаться из внутренних отсеков самолёта. Этот боеприпас имеет дальность поражения 200 км и использует радар АФАР для наведения, что делает чрезвычайно трудным уклонение в пределах его действия. Кроме того, будет широко использоваться гораздо более крупная ракета Р-37М класса «воздух-воздух», которая в настоящее время является основным вооружением высотных перехватчиков МиГ-31. Этот боеприпас имеет дальность поражения 400 км, гиперзвуковую скорость в 6 Махов и несёт массивную боеголовку весом в 60 кг. Ракета очень эффективная, но Су-35СМ сможет нести не более 4 штук, так как он легче, чем МиГ-31, что снижает показатели развёртывания.
Вероятно, произойдёт интеграция радара с АФАР на базе Су-57 для замены РЛС «Ирбис-Э» на Су-35СМ. Также нельзя исключить, что Су-35СМ получит РЭБ «Гималаи», внедрённую в Су-57, что значительно повысит его живучесть.
"Усовершенствованные возможности радиоэлектронной борьбы особенно важны из-за конструкции планера самолета четвертого поколения, не являющегося малозаметным, и ему необходимо будет больше полагаться на такие средства, чтобы выжить в будущих сражениях", - указывается в публикации.
Произойдет также интеграция различных датчиков и компонентов аппаратуры от Су-57 в Су-35СМ, чтобы повысить сетецентрические боевые возможности самолёта. Ожидается, что Су-35СМ будет стремиться хотя бы частично сократить разрыв с американским F-35 и китайским J-20 по авионике. Скорей всего, оборудование связи также будет обновлено.
В издании обратили внимание, что Су-35 разрабатывался как многоцелевой истребитель, способный выполнять ударные, противокорабельные, бомбардировочные и даже функции авиационной поддержки, хотя его основным направлением является завоевание господства в воздухе. Поэтому в номенклатуре вооружений Су-35СМ могут появиться: планирующая бомба ПБК-500У «Дрель» (вес 540 кг, дальность 30 км) с кассетными суббоеприпасами и функцией «выстрелил-забыл», а также прекрасная крылатая ракета Х-59МК2 класса «воздух-поверхность» с дальностью 300 км. Это значительно улучшит ударные возможности самолёта, но повлияет на основное направление деятельности, подытожило СМИ из США.
Источник