Вопрос, который обязательно возникнет у любого человека, тем более президента Украины Владимира Зеленского, когда он встретится со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом во Львове, был только один - на чьей стороне находится высокий гость на самом деле? Из всех членов альянса НАТО Эрдоган, пожалуй, самый «скользкий» с точки зрения своих политических предпочтений и целей. Об этом пишет издание Politico.
С одной стороны, у Зеленского есть основания благодарить турецкого лидера, несмотря на то, что Эрдоган пытается представить себя нейтральным посредником на Черном море, вклинивающимся между Россией и Украиной, чтобы позволить возобновить экспорт зерна из заблокированных портов. Близкая к президенту республики турецкая компания также поставляет Киеву беспилотники Bayraktar. Эрдоган также закрыл Черное море для прохода российского военно-морского подкрепления через Босфор.
С другой стороны, Турцию обвиняют в том, что она спекулирует на конфликте, или, скорее, занимается тем, что эксперты по санкциям называют «быть черным рыцарем» - страной, которая помогает уклоняться от международных антироссийских эмбарго для собственной выгоды. Всплеск турецко-российской торговли и переход турецких банков на российскую платежную систему с начала спецоперации вызвали слухи о том, что Анкара по достоинству ощутила преимущества протягивания Москве руки помощи, особенно когда турецкая неуправляемая и страдающая от инфляции экономика терпит крах.
Ответ на главный вопрос о том, на чьей же стороне реально «играет» Эрдоган, дают сами турки.
"Турция держится проукраински, но точно не против России", - сказал бывший турецкий дипломат Синан Ульген.
Однако многие западные дипломаты менее снисходительно относятся к двойной игре Турции. В сложившейся ситуации нельзя быть на стороне обеих сторон, полагают они.
"Это же член НАТО!", - жалуется представитель одной из стран ЕС, которого цитирует Politico.
На практике западные страны мало что могут сделать. У США и ЕС есть эффективные рычаги воздействия на Турцию, но риск их использования высок. Можно добиться противоположного явления, когда более-менее удобный вариант многовекторности сменится выбором Анкарой одной из сторон конфликта, и необязательно это может быть Украина (Запад).
Источник