Тайная долговая сделка: Китай «уводит» Таджикистан из-под влияния России

Jul 22, 2022 11:46

В настоящее время Таджикистан живет под лозунгом «Помощь Китая для общего будущего», размещенным почти повсеместно вокруг столицы республики. Слоган красноречиво говорит о зависимости страны от своего восточного соседа. Эти слова обычно красуются на зданиях и автобусах, оплачиваемых за счет кредитов и грантов, выдаваемых Пекином. Проводимая КНР геополитическая экспансия беспокоит не только таджикскую общественность, но и Москву. Об этом пишет ресурс OilPrice.




Вездесущий и богатый Китай не жалеет денег, тем более весьма мелких для гигантской экономики «Поднебесной». Не успеет Душанбе отдать часть долга с процентами, как соседнее государство буквально заставляет брать новый кредит. Одним из ярких примеров является новое помещение парламента. Этот комплекс, который возводится на месте штаб-квартиры Коммунистической партии советских времен, строится за счет гранта в размере 250 миллионов долларов. К тому же Китай выделил еще 120 миллионов долларов на строительство новой мэрии.

"Очевидно, что эти здания не самые важные объекты инфраструктуры, что должны быть у развивающейся страны. Поэтому накопление китайских долгов с тайными условиями является плохой сделкой, вызывающей беспокойство", - цитирует OilPrice таджикского политолога Парвиза Муллоджанова.

На данный момент Душанбе должен государственному Экспортно-импортному банку Китая 1,98 миллиарда долларов. Для республики это огромная сумма. Но займы продолжаются поступать. Они заключаются на закрытых для ознакомления простыми гражданами условиях, отчего затруднено определение положения, в котором оказался Таджикистан.

Как говорит Муллоджанов, Пекин поступает максимально корыстно, помимо того что он проводит экспансию долговыми обязательствами, так еще и на выданные должнику деньги заставляет нанимать свои же компании. Например, так случилось с железной дорогой Вахдат - Яван. Сообщается, что тендер на контракт был передан государственной Китайской железнодорожной строительной корпорации даже без видимости процесса открытых торгов.

Позже республика вынуждена была расплачиваться «натурой» за предоставленные блага, так как выпуска гособлигаций не хватает для покрытия обязательств. Душанбе отдает золотые рудники в бесплатную концессию на много лет китайским разработчикам. А это явно более крупная прибыль для Пекина, чем суммы долговых обязательств.

Таким образом, Душанбе без какого-либо согласия или желания переходит под протекторат и зависимость от Пекина, выходя из зоны интересов России совершенно принудительно. Причем делается это не частными инвесторами или банками Китая, а сугубо государственными органами КНР. Они уводят Таджикистан из-под влияния России чрезвычайно быстрыми темпами.

Источник

ПыСы:
Железнодорожная ветка Вахдат-Яван, соединяющая столицу Таджикистана с южным регионом страны, была введена в эксплуатацию в 2016 году. После этого занялись проектом железной дороги, которая соединит Таджикистан с Туркменистаном через Афганистан в обход Узбекистана.

В 2011-2012 годах южный куст Таджикской железной дороги (Хошади - Яван и Курган-Тюбе - Куляб) оказался полностью изолирован в результате планомерной ликвидации Узбекистанскими железными дорогами участка Галаба - Амузанг - Хошади. После этого Таджикистан задумал строительство нескольких ЖД, чтобы выйти из узбекской блокады. Таджикской стороной было ускорено строительство линии Вахдат (Янги́-База́р) - Яван длиной 40,7 км, строившейся с марта 2009 года. Она была сдана в августе 2016 года и соединила два участка железных дорог. В феврале 2017 года прошёл первый пассажирский поезд на юг по линии Душанбе - Вахдат - Яван - Курган-Тюбе- Шаартуз - Хошади длиной 242,7 км до афганской границы.

В ноябре 2015 года Туркмения завершила возведение своего участка дороги, доведя её до границы с Афганистаном.В ноябре 2016 года туркменская сторона закончила строительство своего участка Атамурат (Керки) - Имамназар (Туркмения) - Акина (Афганистан) длиной 88 км.

Таким образом были построены западная и восточная части проекта Железная дорога Туркмения - Афганистан - Таджикистан в обход Узбекистана с юга. Но в начале 2018 года, после смены руководства Узбекистана, разобранный ранее пограничный участок железной дороги Галаба - Амузанг был восстановлен узбекской стороной и в марте по этому пути отправился первый поезд из Таджикистана Куляб - Москва. 14 января 2021 года в присутствии лидеров Туркмении и Афганистана Гурбангулы Бердымухамедова и Мохаммада Ашрафа Гани открыт для движения участок Акина-Андхой.





кредиты, Афганистан, Китай, железные дороги, Туркмения, Узбекистан, Азия, строительство, инфраструктура, Таджикистан

Previous post Next post
Up