Владычицы земли «чёрных фараонов»

Mar 28, 2022 19:03

В годы своего расцвета Древний Египет оказывал значительное влияние на соседние земли. Чаще всего это были заимствования военных, административных или религиозных элементов, но в случае с южными соседями наблюдалось полное доминирование египетской культуры. На территории нынешнего Судана в верхнем течении Нила с IX века до н.э. существовало царство «чёрных фараонов», которое называли Куш, Напата или Мероэ. Как и в Египте, роль женщины в политической жизни кушитов была велика - более того, здесь сложился уникальный институт власти женщин-правительниц. В титуле «кандакия» соединились понятные нам термины «королевы-регентши» и «королевы-матери», а также фактическая роль женщины как полководца и главы государства.




Земля «чёрных фараонов»

Царица эфиопов Кандакия упоминается в Библии, когда апостол Филипп встречает царского евнуха и обращает его в христианство (Деяния 8: 27-39). В этом отрывке, как и в других древних произведениях, упоминающих о Кандакии, титул часто смешивался с личным именем Кандакии из Мероэ, правившей около 345-332 годов до н.э.

Исторические источники позволяют сделать вывод о том, что до правления царя Аркамани I (примерно 270-260 годы до н.э.) царицы не играли заметной роли в жизни государства. Именно Аркамани I провёл ряд реформ, в числе которых было возвышение женщин. Титул «кандакия» существовал и ранее, но именно после реформ он стал обозначать женщину-монарха. Наследники Аркамани I уже разделяли властные полномочия с царицами, а начиная с кандакии по имени Шанакдакете (правила около 170-150 годов до н.э.), женщины правили единолично. Последующие кандакии использовали мужские атрибуты власти, связанные с древними образами фараона как вождя, воителя и охотника.

Около 2500 года до н.э. в Нубии на землях от 1 до 4 порога Нила сложилось древнее государство, именуемое Керма (по названию столицы) и являвшееся современником и соперником Египта периода Древнего царства. Египтяне завоевали Керму, но не оказали заметного культурного влияния на местное население. В 2250-2050 годах до н.э. нубийцы восстановили независимость, воспользовавшись распадом единого египетского государства.



Кушитские воины штурмуют египетский храм в Мемфисе, 730 год до н.э.

Новой нубийской столицей стал город Напата. Времена Среднего царства в Египте характеризовались шатким равновесием сил, и только в 1475 году до н.э. фараон Тутмос III смог покорить Напату. На следующие 500 лет покорённая Нубия попала под влияние египетской цивилизации - в этот период она была известна под названием Куш. Африканцы усвоили письменность, религию и другие элементы культуры северян, местная элита стала воспринимать себя как египтян.

Между 1077 и 1070 годами до н.э. египетская империя периода Нового Царства пала. Напата не просто стала независимым царством, но и претендовала на роль объединителя всех земель долины Нила. Вершиной этой политики стало завоевание царём Куша Пианхи всего Египта. Впрочем, сохранить завоёванное нубийцам не удалось - более того, в 591 году до н.э. египетский фараон Псамметих II захватил и разрушил Напату. Столица страны переместилась на юг, в более безопасный город Мероэ.



Карта царства Куш

Глядя на пустынные окрестности руин Мероэ, трудно представить себе, что в древности эти земли были покрыты лесами. Мероэ был крупным городом и важным торговым центром - здесь сходились караванные пути из центральных областей Африки и с побережья Красного моря. Богатство этого города стало легендарным - сюда стекалось выращенное на берегах Нила зерно и другие товары, которые было удобно перевозить вверх и вниз по реке. Охотники добывали леопардовые шкуры и слоновьи бивни, чтобы выгодно продать их в Египте.



Пирамиды в Мероэ - карлики по сравнению с египетскими

Власть поддерживала торговлю как главный источник богатства и процветания, но это не значит, что кушиты не вели войн. Однако в условиях, когда соседи с севера почти всегда сильнее и многочисленнее, а прочие окрестные племена слишком бедны, чтобы быть постоянной военной добычей, по-настоящему выигрышной долгосрочной стратегией была лишь сложная система транзитной торговли.

Место для нового административного и хозяйственного центра страны было выбрано с учётом запасов железной руды и обширных лесов, необходимых для производства стратегически важного металла. Огромные курганы шлака говорят о немалых объёмах производства в древности. Железо дало земледельцам, воинам, охотникам и строителям из Мероэ новые возможности, а развитие металлургии обеспечило рост благосостояния.

Мероэ против Напаты

Пять столетий Напата была центром египетской администрации в завоёванном Куше. Освободившись от контроля со стороны северного соседа, Куш оставался под давлением политических и религиозных традиций Египта - темнокожие кушитские цари именовали себя фараонами, их имена записывались в картушах, а гробницами были пирамиды.

Культ бога Амона был мощной идеологической силой в Египте и оказал сильное влияние на царей Куша. В Напате египетский фараон Тутмос III построил храм Амона, который на протяжении веков являлся важнейшим культовым сооружением кушитского царства. Как и в Египте, храм был освобождён от налогов и получал большие пожертвования, жрецы Напаты контролировали монархов в Мероэ и даже могли решить, что царю пора умереть на благо своего народа и уступить место одобренному ими преемнику. Влияние старой египетской веры в Нубии было куда сильнее, чем в самом Египте, где воцарилась династия, основанная соратником Александра Македонского полководцем Птолемеем.

До прихода к власти каждый кушитский царь изучал греческую философию и военное дело, а потому был не склонен слепо следовать традициям предков. Сильные и независимые от религиозных деятелей эллинистические правители стали образцом для «чёрного фараона» Аркамани I. Новый царь не пожелал подчиняться священникам - храм Амона был разрушен, а его жрецы убиты. Среди прочих преобразований было резкое усиление роли женщин-кандакий (возможно, что победу в борьбе со столь могущественными соперниками как жрецы царю обеспечила поддержка действующей кандакии).



Руины храма бога Ападемака в Хартуме - синтез египетской и кушитской культур



Павильон из Мероэ: доказательство влияния эллинизма на кушитскую культуру

Правление великого царя

Аркамани I и его соратники избавились от старого жречества, дополнили пантеон богами местного происхождения, отказались от египетских иероглифов и перешли на алфавитную систему письма. К сожалению, кушитская письменность до сих пор не расшифрована, поэтому историкам неизвестны подробности возвышения женщин-правительниц. Даже последовательность правления царей и прочтение их имён остаются предметом споров, которые пока не разрешены письменными источниками.

Кушитское государство имело весьма сильную армию, которая воевала против римлян и вместе с римлянами, а также защищала земли царства и его торговые пути.

Наследовать престол мог не только сын действующего правителя, но и его брат, поэтому титул «кандакия» могла носить как мать царя, так и мать наследника престола. Имеющиеся данные говорят о том, что чётких правил выбора нового монарха не было. Это могло привести к путанице и конфликту во время передачи власти. Имел ли место такой конфликт, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о длительной напряжённости между престолом и храмом и, возможно, между потенциальными наследниками. Известно и то, что после правления Аркамани женщины-правительницы получили значительную власть.



Кушитский золотой амулет

Военное дело нубийцев

Если в Древнем Египте охота была скорее развлечением элиты, чем способом прокормить себя, то в Нубии дело обстояло иначе. В среднем течении Нила земледелие никогда не было столь же продуктивным, как на севере, а потому навыки владения луком обеспечивали нубийцев и едой, и шкурами диких животных. Египетские источники эпохи Древнего царства именуют Нубию «Землёй лука». В древних нубийских могилах археологи находят скелеты с луками в руках и лежащие рядом колчаны со стрелами. Около 2600 года до н.э. египтяне начали нанимать тысячи нубийцев в качестве лучников для своих армий. Древнегреческий историк Геродот писал, что кушитские лучники могли создавать дождь из стрел и попасть в глаз вражескому воину. Лучники служили основой нубийского войска со времён Кермы и вплоть до потери государственности в IV веке.



Колчан нубийского лучника из захоронения около 410 года н.э.

В бою на открытой местности лучников прикрывали копейщики, вооружённые большими щитами и копьями. Голову копейщика защищал парик на египетский манер. Известно, что нубийские копейщики были равноценны египетским, но не могли противостоять ассирийской, греческой или римской тяжёлой пехоте.

До падения Кермы лошадь была неизвестна в Нубии, но после установления египетской власти здесь появились коневодческие хозяйства. Поэтому когда нубийцы вновь стали независимыми, их войско стало использовать и боевые колесницы, и всадников. Римляне, столкнувшиеся с лёгкой кушитской кавалерией царицы Амаринены, оценили её как совершенно не уступающую знаменитым нумидийским всадникам. Ещё одной «козырной картой» нубийских полководцев были боевые слоны, появившиеся в период правления в Египте греческой династии Птолемеев. До нашего времени в Судане сохранились руины большого царского центра по подготовке боевых слонов.



Боевой слон - рельефа из храма бога Ападемака

Что касается оружия, то каменные наконечники и лезвия Кермы сменились бронзовыми Кушитского периода и, наконец, железными из Мероэ. В качестве доспехов нубийцы пользовались панцирями из шнурованных между собой бронзовых или железных пластинок. Видимо, доспехами защищались лишь элита, но не простые воины. Также известно, что нубийцы умели строить и штурмовать города, защищённые стенами.



Бронзовое и железное оружие периода Мероэ

Владычицы Нубии

Первой известной нам кандакией, которая правила самостоятельно примерно в 170-150 годах до н.э., была Шанакдакете. На монументе властительница изображена в боевом облачении, ведущей свою армию в бой, но это не означает, что она действительно присутствовала на поле сражения. Вполне возможно, что военные победы неких полководцев были зафиксированы в классическом древнеегипетском стиле «фараон, побивающий врагов». Впрочем, известно, что во времена её правления царство расширило свои границы, а экономика бурно развивалась.

Шанакдакете провела религиозно-политическую реформу и передала власть над хозяйством храмов «жене Амона», тем самым устранив или потеснив мужчину-первосвященника Амона. Приверженность властительницы египетским традициям проявляется в надписях, где она называет себя на староегипетский манер «Сыном Ра, Владыкой двух земель, возлюбленным (богини справедливости) Маат».

Амаринена (правила около 40-10 годов до н.э.) известна как кандакия, заключившая выгодный мирный договор с римским императором Августом после конфликта между Кушем и Римом в 27-22 годах до н.э. Войну начали римляне в ответ на кушитские набеги на Египет - одну из важнейших провинций Римской империи, снабжавшую метрополию дешёвым зерном.



Стела Амаринены

Древнегреческий историк Страбон писал, что в 25 году до н.э. войска Амаринены оккупировали территории, граница которых проходила южнее современного Асуана. Римляне могли выставить для защиты от нападавших только три когорты легионеров, но они были уничтожены в бою.

Кушиты захватили золотые рудники Нижней Нубии, затем царица, которая, по утверждению Страбона, была «весьма сильной женщиной, слепой на один глаз», повела своих воинов на север - в области, занятые римлянами. Поход завершился разграблением римских храмов на священном острове Филы, где были захвачены статуи императора Августа.

Римский префект Египта Гай Петроний ответил на набеги, в 22 году до н.э. вторгнувшись в Куш - нубийцы отвечали яростными контратаками. Римляне строили форты и занимали территории, а воины царицы обходили основные римские силы и атаковали гарнизоны в тылу. В качестве демонстрации своего успеха Петроний отправил в Рим «тысячу пленных нубийских воинов», которых превратили в гладиаторов. Сколько среди пленников было воинов Амаринены, а сколько попавшихся под руку крестьян - навсегда останется неизвестным.

Массовое римское вторжение нанесло кушитам серьёзные потери, но общие итоги кампании были неоднозначными. Некоторые римские источники сообщают, что нубийский религиозный центр город Напата был захвачен - современные историки оспаривают это утверждение, поскольку оно не подтверждается археологическими данными. Скорее всего, Петроний смог потеснить кушитов в северной Нубии и продержался там три года, когда Амаринена собрала новое войско на юге и перешла в контрнаступление. Возле римской крепости в Премнисе две армии маневрировали, пытаясь занять позицию, наиболее выгодную для генерального сражения. У римлян было 10 000 солдат, силы нубийцев оценивают примерно в 30 000 воинов. Источники не дают чёткого ответа на вопрос, произошло ли сражение, однако известно, что вскоре стороны решили начать переговоры.

Интерес римлян состоял в поддержании спокойной границы в Египте, и во время переговоров они в конце концов уступили спорные районы. Между 22 и 21 годами до н.э. на острове Самос был подписан мирный договор - кушиты освобождались от уплаты Риму какой-либо дани, на южной границе Египта была создана буферная зона. Римский историк Страбон пишет о том, что император Август посчитал это соглашение удачным. Кушиты вернули римлянам захваченные статуи императора, кроме одной, которая была обезглавлена (голову замуровали в ступеньку кушитского храма лицом вверх).

Кандакия Аманишакете (правила около 10 года до н.э.-1 года н.э.) известна благодаря своим драгоценностям, ради которых итальянский авантюрист Джузеппе Ферлини в 1834 году разрушил её погребальную пирамиду в Мероэ. Разрушенные надписи и барельефы дают понять, что это была могущественная царица, правившая независимо, но детали её правления навсегда утеряны.



Браслет из пирамиды Аманишакете



Украшения из пирамиды Аманишакете



Стела кандакии Аманишакете

Аманиторе правила в 1-25 годах, которые стали периодом наивысшего расцвета кушитского государства. Правительница смогла восстановить храм Амона в Напате и отремонтировать храмы в Мероэ, при ней процветали торговля, металлургия и сельское хозяйство, были вырыты новые оросительные каналы. На стене храма Аманиторе изображена в образе воительницы вместе с соправителем царём Натакамани (неясно, был он её мужем или сыном).



Кандакия Аманиторе, барельеф

Амантитере правила в 25-41 годах и упоминается в Библии. На основе отрывка из Библии, в котором её евнух, встреченный апостолом Филиппом, читает Книгу Исайи, учёные предполагают, что она была еврейкой. Нет никаких доказательств существования в Мероэ еврейской общины, однако известно, что евреи жили в Куше. Иногда библейский отрывок цитируется, чтобы доказать, что она правила одна, поскольку её евнух имел «великий авторитет» и отвечал за царскую сокровищницу. Но эти утверждения вряд ли доказывают независимость царицы, равно как и чтение евнухом Книги Исайи не доказывает её принадлежности к иудаизму.

Кандакия Аманикаташан царствовала приблизительно в 62-85 годах. Известно, что во время Первой Иудейской войны она оказала римлянам помощь, послав к ним кавалерию и знаменитых кушитских лучников - одним из ранних египетских названий Нубии было Та-Сет («Страна лука»).

Экономическое процветание и политическая стабильность царства Куш продолжались до III века н.э. При царицах Малегерабар (около 266-283 годов) и Лахидеамани (около 306-314 годов) Рим переориентировал свою торговлю в регионе на эфиопское царство Аксум. Правители Куша потеряли контроль над своей территорией, царство раскололось на три независимые части, а в 330 или 350 году город Мероэ был захвачен войсками Аксума.

Вероятно, именно активное производство железа привело к экологической катастрофе - леса были сожжены в плавильных печах. Это серьёзно изменило климат, и земли, истощённые многовековым использованием, перестали обеспечивать потребности в зерне. Вместе с гибелью Куша навсегда исчез и феномен его женщин-правительниц.

Источник

Продолжение здесь.

историческое, Античность, Египет, девушки/женщины, Судан, Африка, Эфиопия, армия, климат, археология

Previous post Next post
Up