Постоянные конфликты между итальянскими государствами в Средние века, частые заговоры и перевороты, а также вторжения агрессивных соседей способствовали росту значения военной профессии на Апеннинском полуострове. Особенности политического строя региона и бурные конфликты обусловили распространение целых банд воинов, которые за приемлемую плату могли отстоять интересы той или иной синьории или городской республики и защитить их от посягательств соседей. В свободное время эти отряды, чтобы прокормить себя, принимались грабить простых обывателей, внося ещё больший хаос в повседневную жизнь крестьян и горожан. К услугам не отягощённых моральными принципами наёмников итальянские правители стали прибегать ещё в XIII веке. В следующем столетии наёмные отряды распространились по всей Италии.
В тесноте и в обиде
На протяжении столетий, последовавших за падением Западной Римской империи в 476 году, понятие «Италия» оставалось сугубо историческим и географическим. Не имея политического единства, Апеннинский полуостров с прилегающими островами Сицилия, Сардиния и Корсика представлял собой сложную мозаику небольших княжеств, синьорий и республик. Лишь южная часть полуострова, Меццоджорно, начиная с норманнского завоевания в XI веке была объединена в политических границах Неаполитанского королевства. В остальных частях Италии правили герцоги, маркграфы, синьоры или же там установился республиканский режим.
Костюм гонфалоньера Флорентийской республики. Поль Лормье, иллюстрации костюмов к опере Guido et Ginevra ou la peste de Florence, 1837-1838 годы
Во главе многих городов утвердились наследственные правители, носившие формальные титулы и звания «синьоров», «капитанов народа», «первых граждан», «гонфалоньеров» и т.д. Например, в Милане правил род Висконти, во Флоренции - Медичи, в Вероне -
Скалигеры, в Тревизо - Камино, в Падуе - Каррара. Иногда синьоры не обладали внешними признаками наличия верховной власти, однако их возможности и клиентские сети делали их фактическими правителями, как было с родом Медичи во Флоренции.
Мелкие и крупные итальянские государства постоянно враждовали или объединялись в недолговечные союзы, обычно создававшиеся под оборонительными лозунгами. В действительности же их цели были вполне агрессивными. Маркизы Монферратские и графы Савойские оспаривали власть над Пьемонтом, род Висконти пытался подчинить себе весь север Италии, городские республики Тосканы постоянно соперничали между собой за верховенство, феодальные кланы в Неаполитанском королевстве бросали вызов правившим там династическим домам, а торговые мореходные республики Генуя и Венеция сошлись в кровопролитной войне. Ни одно из государств не могло добиться перевеса и занять доминирующие позиции в регионе. Более или менее крупные военные конфликты разгорались на территории разобщённой Италии постоянно, что способствовало подъёму искусства дипломатии, развитию фискального аппарата и, безусловно, становлению профессиональной армии.
Наёмники в средневековой Италии
Видный современный историк М. Маллет писал, что «история военного дела в Италии в XIV веке наполнена иностранными наёмниками и искателями приключений». По мнению другого исследователя, У. Каферро, «наёмные солдаты являлись характерной чертой итальянского общества XIV века». Действительно, исторические хроники от Савойи и Милана на севере до Неаполя на юге Апеннинского полуострова полны упоминаний о действиях наёмных отрядов, особенностях их быта и характерах их предводителей. Роль наёмничества в истории того времени столь велика, что автор одной из хроник заметил: «Они бы захватили всю Италию, если бы их (отряд - прим. авт.) не распустили».
Наёмники - обобщённое наименование профессиональных солдат, которые зарабатывали себе на жизнь воинским ремеслом. Они получали плату от тех или иных итальянских правителей и в обмен на неё вели боевые действия, включая сражения, осады и набеги. Нередко наёмные отряды занимались поиском пропитания на свой страх и риск. Попросту говоря, они грабили местное население в деревнях, а в городах вымогали у жителей деньги. Их разбойничьи действия часто упоминаются в исторических источниках той эпохи.
Первыми наёмниками были главным образом иностранцы. Богатым торгово-ремесленным центрам Северной и Центральной Италии было выгоднее привлекать солдат из других стран, нежели рисковать и доверять оружие собственному рыцарству. В XIII-XIV веках итальянские города массово избавлялись от аристократического правления, и их республиканские власти опасались любой возможности возвышения прежней знати. По этой причине вместо того, чтобы доверять защиту города представителям благородных семейств, они заключали контракты с профессиональными солдатами.
История наёмничества, в том числе в итальянских землях, довольно древняя. Судя по всему, иностранные наёмники активно привлекались в период борьбы в городских республиках Тосканы партий
гвельфов и гибеллинов. К примеру, в сражении при Буонковенто в 1266 году на стороне гвельфов сражалась французская и прованская конница. Армии претендентов на императорский трон, вступавших на территорию Италии в первой половине XIV века, включали наёмных солдат из Германии, Брабанта и Венгрии. Первая известная кондотта (контракт) с капитаном наёмного отряда относится к периоду между 1260 и 1270 годами. С этого времени о предводителях наёмников можно с полным основанием говорить как о
кондотьерах.
Первые кондотьеры
Флорентийский хронист Джованни Виллани «отцом кондотьеров» называл
Роджера Флорского - бывшего
тамплиера, ставшего после разгрома ордена предводителем каталанских наёмников в Византии. С такой оценкой согласен исследователь Дж. Триз, тогда как по мнению Д. Уэли «зародышем» кондотьеров были так называемые «коннетабли» (conestabilis). Историки Дж. Канестрини и Д. Хэй возводят историю наёмных компаний в Италии к походу императора Генриха VII в 1310 году. А вот признанный авторитет в военной истории Позднего Средневековья и Ренессанса Майкл Маллет начинает её с двух каталонских командиров, терроризировавших небольшие государства Апеннинского полуострова на рубеже XIII-XIV веков.
Вступление Роджера Флорского в Константинополь. Художник Хосе Морено Карбонеро, 1888 год
Первый из них, Гильермо делла Торре, появился на службе у тосканского города-государства Сиена в 1277 году. Он возглавлял группу из 19 наёмников. В реестре оплаты 1285 года он фигурирует уже как командир 114 кавалеристов. Поработав после сиенцев какое-то время на болонцев, делла Торре перешёл на службу Флоренции и на протяжении двух лет обеспечивал гарнизонами пограничные крепости этой республики. Естественно, количественный и качественный состав его отряда на протяжении многих лет менялся. Известно, что в 1292 году под его командованием находилось немногим более 100 человек. Национальное происхождение 53 из них можно идентифицировать: 28 провансальцев, восемь французов, два фламандца, семь итальянцев, семь испанцев и один англичанин. Эту разношёрстную компанию держали вместе исключительно воля командира и его репутация человека, способного обеспечить наёмнику заработок.
В начале следующего столетия на страницы средневековых хроник попал ещё один каталонец - Диего де Рат. Он служил неаполитанскому королю Роберту, а в 1305 году его «одолжили» флорентийцы. Случилось так, что Диего остался во Флоренции на целых восемь лет. Подчинённый ему отряд был бо́льшим, чем у его предшественника: до 300 кавалеристов и до 500 пехотинцев. Они составили ядро армии Флорентийской республики и Тосканской лиги. Диего был настолько известной в городе фигурой, что стал одним из героев «Декамерона» Джованни Боккаччо. О том, как жители Флоренции стереотипно воспринимали наёмника, может поведать следующая история:
«Когда епископом Флоренции был мессер Антонио д'Орзо (между 1309 и 1322 годами - прим. авт.), достойный и умный прелат, во Флоренцию прибыл некий каталонский дворянин по имени Дего делла Ратта в качестве маршала короля Роберта. Будучи красивым собою и большим волокитой, он случайно увлёкся одной из числа других флорентийских дам, очень красивой, приходившейся внучкой брату означенного епископа. Узнав, что её муж, хотя из хорошего рода, был крайне скуп и человек дрянной, он сошёлся с ним на том, что даст ему пятьсот флоринов золотом, а тот дозволит ему проспать одну ночь с его женой; поэтому, приказав позолотить серебряные монеты в два сольда, бывшие тогда в обращении, проспав с его женою, хотя это было и против её желания, отдал их ему. Когда потом всё это узналось, дрянному мужу достался лишь урон и насмешки, а епископ, как человек умный, представился, будто обо всем этом ничего не знает».
История Диего де Рата и флорентийской дамы. «Декамерон» Джованни Боккаччо. Источник: Illustrations de Contes de Boccace. - Paris, 1869. - P. 327.
Остаётся уточнить, что один золотой флорин в то время состоял из 20 сольдо. История эта имеет продолжение, с которым может ознакомиться каждый, заглянув в новеллу третью дня шестого «Декамерона».
«Вольные компании» XIV века
В начале XIV столетия организованные наёмные отряды ещё не были распространённым явлением в Италии. Именно благодаря своей исключительности и необычности они попадали на страницы исторических хроник и художественных произведений. В основном же наёмниками были отдельные солдаты либо небольшие группки солдат, нанятых в дополнение к городскому ополчению того или иного итальянского государства. Отряды наёмников пока ещё не представляли собой самостоятельной военной или политической силы. Возвышению наёмничества и приданию ему совершенно новой роли в истории Апеннинского полуострова поспособствовала Столетняя война - военный конфликт между Английским и Французским королевствами, начавшийся в 1337 году.
Эта война, длившаяся с паузами на перемирия и мирные договоры более века, породила такое явление как банды бывших солдат. Во время военных действий их использовали противоборствующие стороны, а в мирное время они превращались в грабителей и мародёров. Во Франции эти люди были известны как рутьеры (routiers) и экоршеры (ecorcheurs). Под предводительством командиров Сегена де Бадфоля, Бернара и Бертюка д’Альбре, Арно де Серволя и других они разорили целые области: Бургундию, Лимузен, Овернь, а также долины Луары и Роны. На Пиренейском полуострове отряды наёмников активно действовали во время войны между королями Педро I Жестоким Кастильским (1350-1369) и Пере III Церемонным Арагонским (1336-1387).
Ландскнехт Клас Винтергрён с сыном Хайнцем. Художник Никлас Штёр. Раскрашенная гравюра на дереве, около 1530 года
В Италии они были известны как «вольные компании» или «компании искателей приключений» (compagnie di ventura), а их капитаны - как кондотьеры (condottieri). И именно здесь они причинили наиболее тяжкие беды. Италия с её богатыми городами и конфликтной политикой мелких государств представляла собой особенно плодородное поле для деятельности наёмников. В результате к середине XIV века Апеннинский полуостров оказался наводнён отрядами, разрушительный путь которых проходил от северных границ Савойи до южных пределов Неаполитанского королевства. Больше всего пострадали от наёмников Тоскана и Умбрия - области, лежавшие между владениями рода Висконти на севере и Папским государством и Неаполитанским королевством на юге.
Отличительные черты итальянского наёмничества
М. Маллет определил три характерные черты так называемых «великих компаний» (отрядов) наёмников, которые в течение нескольких десятилетий определяли социальный и политический облик средневековой Италии.
Значительный размер. Отправной точкой для начала истории отрядов наёмников обычно считают 100 солдат - численность отряда Гильермо делла Торре. Впрочем, на протяжении XIV столетия компании наёмников достигали и гораздо большего размера, вплоть до нескольких тысяч солдат. Между 1320 и 1560 годами на территории Италии действовало более 700 только немецких предводителей наёмников, в подчинении у которых находилось более 10 000 солдат. При этом большие компании складывались из более мелких отрядов, так что командиры последних подчинялись наиболее известному и опытному кондотьеру.
Иностранное происхождение компаний наёмников, бороздивших Апеннинский полуостров в XIV веке. Небольшие отряды обычно были мононациональными, тогда как крупные компании наёмников чаще всего состояли из представителей многих народностей. Больше всего среди них было немцев, однако встречались в отрядах воины, пожалуй, всех европейских национальностей: испанцы и каталонцы, выходцы из Северной и Южной Франции, англичане, венгры и многие другие.
Нагрудник и бургонет ландскнехта. Северная Германия, около 1540-1560 годов. Двуручный меч. Милан, около 1560-1570 годов. Из коллекции Музея оружия в Брешии. Фото автора
На долгие годы, а иногда и на десятилетия они оказывались оторваны от родных краёв. Иногда в дни мира наёмники могли вернуться к обычной жизни, навестить свои семьи или родных. Однако иностранцы, бродившие по Италии с оружием в руках, такой возможности не имели. Понятие «зимние квартиры» в чужой стране для них отсутствовало, а собственные дома находились слишком далеко. Поэтому в мирное время они были вынуждены преображаться из нанятых защитников в мародёров и вымогателей. Впрочем, политическая нестабильность и внимание, которое Италия притягивала со стороны иноземных правителей, обеспечивали отряды наёмников постоянной «работой».
Демократическая природа этих военных организаций или же, иными словами, их организационная целостность и самостоятельность. Самые известные отряды действовали в качестве полноправных субъектов вооружённых конфликтов, происходивших в странах Западной Европы в XIV веке. Иной раз они формировались на демократической основе, избирая себе предводителей. Перед командирами стояли чёткие задачи: обеспечить достижение цели компании, то есть заработать, используя военную силу или угрожая её применить. Кроме того, предводитель должен был обладать коммуникативными навыками, ведь от него требовалось выполнять функции дипломата и переговорщика. Также глава компании должен был разрешать внутренние конфликты и справедливо делить трофеи.
Очень важную четвёртую характеристику «вольных компаний» дал другой историк, Уильям Каферро. Он пишет, что они имели «глубоко предпринимательский характер». Иными словами, капитаны и другие командиры наёмников выступали своего рода хозяевами и менеджерами предприятий. Они действовали на рынке военных услуг, предлагая их тому или иному правителю, а простые солдаты выступали в роли наёмных работников. Во второй половине XIV века спрос на эти услуги был очень высоким, что и породило к жизни самостоятельно действующие военные отряды наёмников.
Источник Продолжение следует...