Возле полуострова Ютландия властями Дании было арестовано крупнейшее российское научно-исследовательское судно «Академик Иоффе». Об этом проинформировало общественность посольство России в Копенгагене.
В официальном сообщении диппредставительства говорится, что упомянутый инцидент с НИС произошел 1 ноября при бункеровке (заправка судна топливом и моторными маслами) на рейде датского порта Скаген. Уточняется, что арест был осуществлен в качестве обеспечительной меры по иску третьей стороны, связанному с предыдущей деятельностью судна.
Однако подробностей об исках и третьих лицах пока нет. Известно, что судно вернулось из научной экспедиции, длившейся 45 суток. Якобы россияне изучали «глубинные проходы арктической донной воды в северо-восточной части Атлантического океана». Задержан ли экипаж судна, где он находится и все ли нормально у людей, неизвестно. По данным российского «Центра морских экспедиционных исследований», судно имеет статус уникальной научной установки (УНУ) и применяется в том числе для экспериментов по дальнему распространению звука в океане.
Датчане провели изъятие судовых документов и передали российской стороне копии судебных решений, на основании которых осуществляют свою деятельность. НИС «Академик Иоффе» принадлежит российскому государству и ходит под флагом РФ. Судно используется Федеральным государственным бюджетным учреждением науки (ФГБУН) «Институт океанологии имени П. П. Ширшова Российской академии наук» («ИО РАН»).
Нужно отметить, что датская сторона никаких уведомлений не рассылала, а просто ждала, когда НИС окажется в территориальных водах Дании. Следовательно, к задержанию и последующему аресту судна готовились. В социальных сетях западных стран распространено мнение, что судно могло использоваться для военных целей.
НИС «Академик Иоффе» построено в 1988 году в Финляндии, имеет 117 м в длину и водоизмещение 6600 тонн, порт приписки - Калининград. Аналогичным судном (совместный проект) является «Академик Сергей Вавилов». У обоих НИС в центральной части имеется вертикальная шахта диаметром 2 м, выходящая на главную палубу в специальное помещение. Опустив с помощью лебедки через шахту приемник или излучатель, одно судно может излучать, а другое принимать акустические сигналы.
Источник