Реальная доля нефтегазовой отрасли в экономике России оказалась значительно ниже, чем многие думали. Доходы бюджета страны от экспорта были известны и раньше, а теперь Росстат подсчитал долю нефти и газа в ВВП РФ. Об этом в эфире YouTube-канала «Спутник на русском» рассказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Специалист отметил, что доходы российского бюджета нефтегазового сектора сокращаются. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 и последовавшим за ней падением спроса и цен на сырье они составили порядка 30%. Он считает, что в этом нет ничего хорошего, ведь речь идет в первую очередь об экспорте.
"В этом году доля, безусловно, будет более высокая, и тот профицит, который мы имеем за первое полугодие, более 600 млрд рублей, связан исключительно с нефтегазовым комплексом", - объяснил он.
"Но споры могут идти относительно доли в ВВП страны. Недавно Росстат опубликовал свою оценку. Я видел разные оценки - у Росстата она ниже, я видел оценки экспертов - 18-20%. Даже если это 18-20%, то это существенно ниже, чем, скажем, в Саудовской Аравии, которую принято считать нефтяной страной", - добавил он.
Эксперт подчеркнул, что в РФ производится огромное количество разнообразных товаров. Россия обладает машиностроением, сельским хозяйством и другими отраслями. Поэтому её нельзя считать «страной-бензоколонкой».
Click to view
Заметим, что Росстат впервые произвел указанный выше расчет доли нефтегазового сектора в ВВП страны. Он охватывает период 2017-2020 годы и рассчитывался с учетом текущих цен того времени. В 2017 году эта доля составила 16,9%, в 2018 году - 21,1%, в 2019 году - 19,2%, в 2020 году - 15,2%. Таким образом, в 2020 году нефтегазовый сектор стал ответственен за добавленную стоимость в размере 16,3 трлн руб. в ВВП РФ, который в целом составил почти 107 трлн руб.
Например, доля нефтегазовой отрасли в ВВП Саудовской Аравии составляет 50%, в ОАЭ - 30%, в Норвегии - 14%, в Казахстане - 13,3%, в Канаде - чуть меньше 10%, а в США - 8%.
Источник