Очередные учения по вождению ЗРК «Тор-М2» накануне состоялись в Подмосковье. В будущем очередная модификация уникальной советской разработки получит улучшенную морскую версию и совершит межвидовой переход. Но обо всем по порядку.
До появления «Тора» в 1983 году авиация Пентагона и НАТО могла практически беспрепятственно захватить и удержать господство в воздухе над полем боя. Отечественные ЗРК «Стрела» с дальностью поражения до 3 км попросту не «доставали» до самолетов противника, которые запускали планирующие авиабомбы и крылатые ракеты средней и малой дальности, не входя в зону нашей армейской ПВО.
Подвижный комплекс «Тор» уже мог уничтожать воздушные цели на дальности 15 км. В ответ авиация НАТО училась «прятаться» в помехах и атаковать на сверхмалых высотах.
Впрочем, и наши инженеры не сидели сложа руки. Модификация комплекса «Тор-М1» уже первым выстрелом могла поразить истребитель F-15 с вероятностью 75%, а вертолет Huey Cobra и ракету ALCM с вероятностью 98% и 99% соответственно. С неподвижной позиции на открытие огня требовалось 7,5 секунды, а с короткой остановки на марше - до 10 секунд.
Несмотря на более чем серьезные характеристики первой модификации, «Тор-М2» стал еще смертоноснее для авиации противника. Теперь он может вести стрельбу вообще на марше. Кроме того, улучшились и без того высокие показатели дальности и эффективность его поражения. По итогам сирийского конфликта данный ЗРК обошел по эффективности ЗРПК «Панцирь-С», став лучшим зенитным комплексом, примененном в ходе реальных боевых действий.
Сегодня у НАТО даже близко нет аналога нашему ЗРК. Однако работы над уникальным комплексом не останавливаются.
В частности, продолжается модернизация элементной базы. Кроме того, идет разработка плавающей версии сухопутного шасси и морского комплекса «Тор-М2КМ», который должен будет прийти на смену ЗРК «Кинжал». По всей вероятности, его первым носителем станет проходящий модернизацию крейсер «Адмирал Нахимов».
Click to view
Источник