Российская империя, как и Советский Союз, в отличие от многих других стран-участниц обоих мировых конфликтов, могут похвастаться самым большим количеством «амазонок», которые в наиболее опасное для страны время брали в руки оружие и шли на врага. День за днём из боя в бой они лишний раз подтверждали образ «некрасовской женщины», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Каждой атакой, боевым вылетом или диверсионным рейдом они утирали нос мужчинам с большими звёздами на погонах, считавших до этого, что война - не женское занятие.
Римма Михайловна Иванова
В январе 1915 года Римма (1894-1915 гг.), вопреки уговорам и мольбам родителей, уходит на войну. Но дорога на передовую была открыта исключительно для мужчин, женщины могли работать лишь в тылу. Поэтому Римма, перевоплотившись в Ивана Михайлова, зачислилась в 83-й Самурский полк на должность санитара. Вскоре её разоблачили, однако командование полка, проникшись уважением к молодой девушке, позволило ей продолжить службу под настоящим именем. За три месяца кровопролитных боёв санитарка, которую солдаты прозвали «святой Риммой», вынесла из-под неприятельского огня около 600 раненых, за что и получила две Георгиевские медали. Во время одной из контратак эта довольно миниатюрная женщина одна дотащила до русских окопов истекающего кровью командира 83-го полка полковника Граубе. За этот подвиг девушке вручили солдатский Георгиевский крест 4-й степени и предоставили кратковременный отпуск.
Римма Михайловна Иванова
В августе всё того же года, по настоянию её брата, полкового врача, «святую Римму» переводят к нему в Оренбургский пехотный полк. Именно в нём Римме Ивановне было суждено сделать то, ради чего она ушла на фронт. 9 сентября 1915 года её 10-я рота в ходе боёв у села Доброславка лишилась всех офицеров. Батальон был охвачен паникой и начал отступать к своим окопам, когда раздался женский крик: «Что вы делаете?! Назад! Здесь раненые!» К воронке от взрыва, где укрывалась Римма, начали подбегать солдаты. В этот момент девушка встала во весь рост и побежала на врага. Мужчины последовали её примеру и в рукопашной схватке одолели противника. К сожалению, сама «святая Римма» погибла от ранения в бедро разрывной пулей, так и не увидев победы. Римма Иванова была посмертно награждена офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. Она стала второй женщиной после Екатерины II, кто удостоился этой награды.
Гибель «Святой Риммы»
Антонина Тихоновна Пальшина-Придатко
Начавшаяся Первая мировая война побудила Антонину Тихоновну (1897-1992 гг.) отстричь косу, купить коня и под именем Антона Пальшина поступить во 2-й Кавказский артиллерийский полк. Спустя совсем немного времени Антонина участвует в боях у турецкой крепости Гасанкала, в ходе которых ей приходится вести солдат в атаку. Враг был разбит, но Антонина была ранена, и в лазарете её тайна открылась. Разоблачённая девушка решила не дожидаться официального разбирательства и совершила побег на другой фронт. На вокзале её задержали полицейские и отправили в Сарапул, где девушка прошла курсы сестёр милосердия, и её приписали к львовскому госпиталю. В мае 1915 года она, переодевшись в форму погибшего солдата, сбежала на фронт. «Антона» зачислили в 75-й пехотный Севастопольский полк, где он умудрился захватить «языка», а через две недели спасти несколько раненых солдат. Его награждают двумя медалями «За храбрость», но вновь раскрывают, однако в силу выдающихся заслуг из армии не увольняют.
Антонина Тихоновна Пальшина-Придатко
В боях за Черновцы Антонина демонстрирует невероятное мужество, за что получает Георгиевский крест 4-й степени, звание ефрейтора и должность командира отделения. После боёв в Карпатах генерал Брусилов собственноручно вручил Пальшиной ещё один Георгиевский крест, уже 3-й степени, и произвёл в унтер-офицеры. Вскоре Антонина опять получила ранение и до лета 1917 года находилась на излечении.
В Гражданскую войну Пальшина вновь пошла в бой, встав на сторону красных. Её зачислили в 4-ю кавалерийскую дивизию 1-й Конной армии, в составе которой она сражалась за Ростов-на-Дону, Ставрополь и Краснодар. В Великую Отечественную Антонина не раз просилась добровольцем на фронт, но ей отказывали. Тогда она отдала все свои сбережения в фонд обороны, сдала эвакуированным семьям квартиру в Сарапуле, а сама переехала в местный колхоз. Несмотря на несколько ранений, Антонина Пальшина прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 95 лет.
Военнослужащие-женщины, Первая мировая война
Мария Леонтьевна Бочкарёва
В ноябре 1914 года Мария Леонтьевна (1889-1920) отправилась в Томск, чтобы там просить у командира 25-го резервного батальона разрешения уйти на фронт. Но, получив отказ, она решает написать самому Николаю II. К большому удивлению командования батальона, царь дал добро на зачисление Бочкарёвой в качестве вольнонаёмного солдата. Сначала солдаты над ней подшучивали и приставали, но после нескольких боёв стали относиться как к равной. За самоотверженность и спасение раненых товарищей Бочкарёвой вручили Георгиевский крест и три медали «За храбрость».
Мария Леонтьевна Бочкарёва
В 1917 году по просьбе Керенского Бочкарёва организовала «Женский батальон смерти». Для его создания было привлечено около 2000 девушек. Часть задумывалась с целью пропаганды, но дисциплина в ней царила железная - Бочкарёва не брезговала рукоприкладством, от чего за довольно короткий срок численность подразделения сократилась до 300 человек. 8 июля при Сморгони состоялось боевое крещение батальона. За три дня девушки отразили 14 немецких атак, а каждая контратака заставляла противника покидать захваченные позиции. В этих боях батальон потерял 30 человек, ещё 70 было ранено, в том числе и сама Бочкарёва. Через полтора месяца она вернулась на фронт, но уже в чине подпоручика. Вскоре Октябрьская революция и развал фронта вынудили её распустить батальон, а при попытке вернуться в Томск Бочкарёву задержали большевики. Она отказалась сотрудничать с новой властью, и её арестовали как белого офицера, но бывший сослуживец помог бежать во Владивосток. Оттуда она отправилась в США.
Бочкарёва и «Женский батальон смерти»
Дочь сибирского крестьянина пересекла всю Северную Америку и 10 июля 1918 года удостоилась аудиенции у президента Вудро Вильсона. Затем она отправилась в Лондон и заручилась поддержкой Георга V. В августе Мария прибыла в Архангельск, но попытка поднять местных женщин на борьбу закончилась провалом. В 1919 году Бочкарёва добралась до Омска - белой столицы России, - но и там сформировать новый батальон не удалось. 7 января 1920 года её арестовали и признали виновной в контрреволюционных действиях. 16 мая в городе Красноярске по приговору суда Марию Бочкарёву расстреляли.
Нина Ильинична Бондарь
Нина Ильинична Бондарь (1922-2013) с малых лет любила небо, поэтому записалась в Бийский аэроклуб, где летала на биплане У-2. Когда началась война, она вызвалась добровольцем, и её направили служить в Москву в одну из частей противовоздушной обороны. Там она совершала разведывательные вылеты на хорошо знакомом ей биплане. В ходе одного из таких заданий она столкнулась с самолётом противника, была сбита и получила тяжёлые травмы ног. Врачебная комиссия постановила, что летать Нина больше не сможет. Но Бондарь была не из тех, кто сдаётся, она хотела одного - сражаться с врагом.
Нина Ильинична Ширяева (Бондарь)
После личного обращения к Сталину девушку направили в Саратовское танковое училище. Выпустившись в 1942 году, Нина официально стала первой женщиной-танкистом в СССР. Её направили в 237-ю бригаду 1-й Танковой армии, назначив командиром танка Т-34. Очень скоро выяснилось, что лишённая неба девушка стала отличным танкистом. Она приняла участие в битве на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковском сражении. Позднее её машина первой ворвалась на Дуклинский перевал. С ещё двумя экипажами они зачистили местность для свободного продвижения основных сил. Когда в одном из этих боёв выбыл командир роты, Нина взяла на себя командование и в течение четырёх часов вела ожесточённый бой. Получив тяжёлое ранение, она не вывела машину из боя, пока не получила соответствующий приказ. Всего за этот бой экипаж Нины Бондарь уничтожил четыре вражеских орудия, накрыл три пулемётные точки и убил около сотни солдат противника. За это Нину наградили орденом Отечественной войны I степени. С января по февраль 1945 года экипаж Бондарь отличился в боях в районе Пруссии. В ходе этих боёв Нине неоднократно пришлось покидать горящую машину, её несколько раз ранили. Несмотря на это, каждый раз девушка возвращалась в строй. Затем был штурм Берлина, Парад Победы в Москве, демобилизация и свадьба с сослуживцем и новые подвиги, но уже на гражданском поприще. На Дуклинском перевале до сих пор стоит танк Т-34 с номером машины, на которой воевала Нина Бондарь.
Памятник на месте боёв за Дуклинский перевал
Александра Леонтьевна Бойко
В 1942 году Иван Федорович Бойко, вернувшись из командировки на фронт, рассказал своей жене Александре (1918-1996) о том, как тяжела обстановка на передовой. Вместе они решают отдать свои сбережения на строительство танка, а позже просятся, чтобы их зачислили в качестве его экипажа. Сталин просьбу удовлетворил. Осенью пару направили на ускоренные курсы для танкистов, а весной 1944 года зачислили в 48-й отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк. Там супругам вручили танк ИС-2 с надписью «Колыма». Александра была назначена командиром машины, а её муж стал механиком-водителем.
Александра Леонтьевна Бойко на башне танка ИС-2
Боевое крещение супруги приняли 25 июля в танковом сражении под Малиновкой, подбив один «Тигр» и уничтожив несколько немецких орудий. Александра Бойко получила в этом сражении своё первое ранение и первую награду, орден Отечественной войны I степени, а Иван Бойко был награждён орденом Красного Знамени. В следующем бою экипаж «Колымы» перерезал транспортное сообщение с Ригой и позволил советским частям неожиданно для противника выйти к окраинам Даугавпилса. В завязавшихся боях Бойко уничтожили немецкое самоходное орудие. К 6 августа на счету семьи танкистов было уже пять вражеских танков и как минимум два орудия. В последнем столкновении с противником оба супруга получили ранения, а повреждённый танк отправили в другую часть. В сентябре 1944 года лейтенанта Александру Бойко отправили в столицу на очередной антифашистский митинг. После этого её имя красовалось на первых полосах всех газет и журналов страны. В рядах советской армии Александра вместе с мужем прошла через бои за Прибалтику и Польшу, а день победы встретила в Праге. Демобилизовавшись, супруги вернулись в Магадан.
Экипаж танка «Колыма»
Людмила Михайловна Павличенко
Война застала Людмилу Михайловну Павличенко (1916-1974) в Одессе, когда она проходила преддипломную практику. Несмотря на свою преданность историческим дисциплинам, она с первых же дней Великой Отечественной ушла на фронт. К лету 1942 года Людмила имела звание лейтенанта и более 300 немцев на счету, 30 из которых были вражеские снайперы. Каждое утро Людмила выходила «в поле», и порой целыми днями лежала без движения, выжидая противника. В её биографии описывается случай, когда она в одиночку справилась с шестью вражескими солдатами, которых отправили на захват советского стрелка. Также известно описание её дуэли с «асом снайперского дела», на счету которого было более 400 английских и французских солдат и который, тем не менее, стал очередной «зарубкой» на прикладе винтовки Павличенко.
Людмила Павличенко на позиции
В конце всё того же лета девушка получает ранение. Боясь потерять ценный кадр, командование поручает ей заняться обучением смены. Затем Павличенко включают в состав делегации, направляющейся в Канаду и США. В ходе своей заграничной командировки девушка-снайпер побывала на приеме у 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта. Людмила так понравилась Элеоноре Рузвельт, что та устроила ей турне по всей стране. Павличенко выступала в Вашингтоне перед Международной Студенческой Ассамблеей, важными представителями промышленности из Нью-Йорка, а также перед простыми гражданами. Историки часто вспоминают слова, сказанные ею в Чикаго, перед многотысячной аудиторией: «Джентльмены, мне двадцать пять, и я уже убила больше трёх сотен нацистов. Вам не кажется, что пора заканчивать прятаться за моей спиной?». Толпа после этих слов взорвалась аплодисментами. Из своего канадско-американского турне майор Павличенко вернулась с американским кольтом и канадским винчестером. В СССР ей отказали в возвращении на передовую и отправили работать инструктором в снайперскую школу «Выстрел». После войны Людмила Михайловна всё же защитила диплом и до середины 50-х работала научным сотрудником при главном штабе ВМФ. А затем в Совете по делам ветеранов.
Людмила Павличенко и знаменитый партизанский командир Сидор Ковпак
Екатерина Илларионовна Михайлова-Дёмина
Родилась в 1925 году. Когда началась война, Екатерине Илларионовне пришлось накинуть себе пару лет, чтобы попасть на фронт. Она оказывала посильную помощь медсёстрам в лазарете под Смоленском. Когда война добралась до города, весь медперсонал эвакуировали, но Екатерина направилась в строевую часть на передовую. После тяжёлого ранения в ногу во время выхода из окружения под Ельней её отправили на лечение в Баку, откуда она, залечив раны, идёт добровольцем на медицинское судно, транспортирующее раненых из Сталинграда. После окончания Сталинградской битвы она просит о зачислении в 369-й отдельный батальон морской пехоты Азовской флотилии, который как раз начинает набирать добровольцев, но получает отказ. Традиционно, вопрос решается через обращение к Сталину, и Михайлову зачисляют в морскую пехоту.
Екатерина Илларионовна Михайлова-Дёмина
Несмотря на скептическое отношение к девушке со стороны сослуживцев, она не делает себе поблажек. В 1943 году она получает свою первую награду - медаль «За Отвагу» - во время десантно-штурмовой операции в 8 километрах от Темрюка Екатерина по грудь в воде отстреливалась от противника и затаскивала раненых в лодку. За мужество и отвагу, проявленные в ходе Эльтигенской десантной операции, она становится кавалером ордена Отечественной войны I степени. Дальше была десантная операция по форсированию Днестровского лимана и штурм города-крепости Аккерман. Там эта хрупкая девушка, несмотря на ранения, спасает жизни 17 сослуживцам, а также взрывает ДЗОТ с крупнокалиберным пулемётом и лично убивает 10 немецких солдат.
Первая женщина-морской пехотинец
Командование представило Екатерину к званию Героя Советского Союза, однако награда была снижена до ордена Красного Знамени. Позже, во время штурма хорватской крепости Илок, главстаршина повторила свой подвиг. С крепости по морпехам был открыт ураганный огонь из всех орудий, и вскоре из 50 морских пехотинцев в строю осталось немногим больше десятка. После того, как крепость пала под ударами основных наступающих сил, солдаты обнаружили Екатерину, лежащую в воде без сознания и истекающую кровью. Согласно заверениям очевидцев, девушка до последнего оказывала солдатам медицинскую помощь, стоя по шею в воде и рискуя попасть под пулю. Едва придя в сознание, Екатерина сбежала из госпиталя и, догнав свой батальон, приняла участие в боях за Будапешт, а затем сражалась в Австрии. Звание Героя Советского Союза вместе с Золотой Звездой и орденом Ленина Екатерине Илларионовне Дёминой всё же вручили - в начале 90-х годов.
Дануте Юргио Станилиене
Когда началась война, Дануте (1922-1994) только-только исполнилось 19 лет. Она вместе с семьёй переехала из Литвы в Ярославль, откуда после своего двадцатого дня рождения добровольцем ушла на фронт. Девушка прошла пулемётные курсы и 16 декабря 1943 года приняла боевое крещение. В первом же бою осталась единственной выжившей из своего отделения, и в одиночку продолжала поддерживать наступление пулемётным огнем. За этот подвиг её наградили орденом Славы III степени. В период с 1 по 10 июля 1944 года наводчик сержант Станилиене отразила несколько десятков контратак противника, при этом уничтожила больше 50 солдат противника и получила орден Славы II степени.
Дануте Юргио Станилиене
8 октября 1944 года в бою за населённый пункт Байнуты сержант Станилиене совершила нечто невообразимое - она обнаружила и вывела из строя немецкого снайпера, после этого пополнила свой счёт тремя автоматчиками, а ещё одного взяла в плен. За это её повысили в звании до старшины и наградили орденом Славы I степени. Старшина Дануте Юргио Станилиене - первая женщина-полный кавалер ордена Славы. Демобилизовавшись, Дануте вернулась в Литву и работала секретарём при совете министров Литовской ССР.
Женский пулемётный расчёт
Нина Павловна Петрова
Нину Павловну Петрову (1893-1945) можно смело назвать самой возрастной женщиной-добровольцем, к началу военных действий ей уже было почти 50 лет. Свой боевой путь она начала в рядах ленинградского ополчения, затем был медсанбат. С ноября 1941 года она уже числилась снайпером 1-го стрелкового батальона. В кратчайшие сроки Нина Петрова поднялась по служебной лестнице от рядового снайпера до старшины и командира отделения. Помимо боевых действий Нина Павловна занималась подготовкой кадров, и за время своей службы успела обучить более 500 снайперов. Наверное, не было той специальности, которую «мама Нина» (так называли её солдаты) не успела бы освоить в дивизии. Она ходила в разведку, совершала диверсионные вылазки, охотилась за немецкими офицерами и оказывала первую помощь солдатам на линии огня.
Нина Павловна Петрова со своей именной винтовкой
К августу 1944 года за Ниной Павловной числилось больше 30 уничтоженных немцев. На своих хрупких плечах под плотным огнём противника Нина Павловна вынесла с поля боя больше десятка солдат. Наградой стали ордена Славы II и III степеней, а также ордена Отечественной войны I и II степеней. В начале 1945 года Петрова увеличила свой счёт до 122 «фрицев», но всего за восемь дней до Победы в районе польского города Штеттин грузовик, в котором ехала Нина Павловна, потерял управление и слетел с обрыва. Все, кто находился в машине, погибли.
«Мама Нина» и её ученики
Почти миллион девушек ушли на поля сражений Великой Отечественной. Пехота, бронетанковые войска, авиация, флот - не было в войну такого рода войск, в котором не присутствовала хотя бы одна женщина. Каждая из них наравне с мужчинами вносила свой вклад в победу.
Предыдущее тут. Источник