Планы насильственного отъёма испанских колоний регулярно рождались в головах государственных мужей, заседавших в английском правительстве. Однажды в 1804 году премьер-министр Англии Уильям Питт-младший, южноамериканский революционер Франсиско Миранда и бывший кэптен Роял Неви Хоум Риггс Попхэм в приватной беседе обсудили вторжение англичан в Южную Америку. По воспоминаниям одного из современников, Миранда был «мелким недобросовестным авантюристом, чрезвычайно склонным к мошенничеству», а «характер и образ действий Попхэма не сильно отличался от Миранды». На тот момент Попхэм был просто депутатом Парламента от острова Уайт, однако обладал обширными связями в торговых и политических кругах. Через два года он в ранге коммодора (переходный чин между кэптеном и контр-адмиралом, временный начальник эскадры) вернулся на службу в Королевский флот. Это и дало старт череде дальнейших событий.
Из Африки в Южную Америку
В конце августа 1805 года 6000 британских солдат на 61 транспортном судне под присмотром девяти военных кораблей отправились в Капскую колонию, намереваясь захватить её у голландцев. Сухопутными войсками командовал сэр Дэвид Бэйрд, эскадрой - коммодор Хоум Риггс Попхэм. В отряд Попхэма входили 64-пушечные корабли «Резонистейбл» и «Дайадем» (последний использовался как войсковой транспорт и нёс 28 орудий), 50-пушечный «Диомед», фрегаты «Нарцисс» и «Леда», бриг «Энкаунтер» и малые суда. 7 января 1806 года англичане высадились в заливе Салданья, в небольшой стычке разбили голландцев и двинулись на Кейптаун. 18 января голландцы подписали капитуляцию и передали колонию Англии.
После этого успеха Попхэм уговорил Бэйрда одолжить ему 71-й полк под командованием майора Денниса, четыре пушки и 16 драгун, чтобы отправиться на завоевание устья реки Рио-де-ла-Плата на противоположной стороне Атлантического океана. Бэйрд согласился, и Попхэм взял курс на Южную Америку. По пути он посетил остров святой Елены и уговорил его губернатора одолжить 100 артиллеристов, две полевые пушки и 300 солдат. Армией Попхэма теперь командовал его давний друг и собутыльник Уильям Бересфорд, незаконнорождённый сын 2-го графа Тайрона.
Хоум Риггс Попхэм
8 июня 1806 года к устью Рио-де-ла-Плата подошла британская эскадра Попхэма в составе шести кораблей и четырёх транспортов с 2100 человек на борту. Недалеко от Буэнос-Айреса, у мыса Кильмес, Попхэм высадил 1600 солдат, восемь орудий и 16 драгун.
Во многих исследованиях высказывается мнение, что коммодор имел какой-то секретный приказ правительства, однако доказательств этому нет. Вторая версия выглядит и проще, и логичнее: это была погоня за наживой, за призовыми. Главным для Попхэма было не завоевать какие-то колонии, а награбить как можно больше богатств, которые можно было конвертировать в фунты стерлингов и тем самым обеспечить себе безбедное существование. Дело в том, что Попхэм задолжал большую сумму английскому купцу Уильяму Портеру Уайту, и грабёж был эффективным способом расплатиться с долгами.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что для настоящего завоевания провинции Рио-де-ла-Плата нужно было захватить главную крепость региона - Монтевидео. Однако Попхэм предпочёл гораздо менее укреплённый, но более богатый Буэнос-Айрес. Чуть ранее коммодор перехватил шедшее из Буэнос-Айреса американское работорговое судно «Элизабэт», капитан которого сообщил Попхэму, что серебра в городе находится на сумму более миллиона песо, и оно собрано для отправки в Испанию. Понятно, что после такого сообщения все участники десанта начали действовать с утроенной энергией.
Первый захват Буэнос-Айреса
Буэнос-Айрес был большим торговым портом, в котором проживало около 45 000 человек (для сравнения, в Нью-Йорке в это время жило 85 000 горожан). Гарнизон города насчитывал 1000 человек. Наместник вице-королевства Рио-де-ла-Плата маркиз Рафаэль де Собремонте несколько раз запрашивал из Испании подкрепления, но получил только 2000 мушкетов, несколько пушек и совет организовать ополчение. Глава морской обороны Буэнос-Айреса Сантьяго Антонио Мария де Линье-и-Бремон часть войск отправил на защиту Монтевидео и совсем не имел кораблей, чтобы противостоять вторжению. Теоретически, Собремонте действительно мог вооружить ополчение из креолов, но побоялся.
26 июня 1806 года английский отряд начал наступление на город. Произошла небольшая перестрелка, и испанский гарнизон капитулировал. Перед этим Собремонте и Линье покинули столицу вице-королевства и сбежали в Кордову. 27 июня над ратушей Буэнос-Айреса взвился английский флаг. Вся операция стоила британцам одного убитого и 13 раненых. Бересфорд и Попхэм захватили 86 орудий и немедленно приступили к экспроприации ценностей. Началась 46-дневная оккупация Буэнос-Айреса.
Захват Буэнос-Айреса англичанами, литография 1806 года
Линье прибыл в Монтевидео и попросил у тамошнего губернатора войск. Паскаль Руис Уидобро выделил ему 550 солдат и 400 ополченцев. 4 августа Линье перевёз свой отряд в Пуэрто-де-лас-Кончас, где присоединил добровольческие отряды (всего 400 человек). Наконец, 12 августа он атаковал Буэнос-Айрес. Его поддержали местные жители. Городские бои продолжались восемь дней, пока 20 августа Бересфорд, оказавшись в окружении, не подписал капитуляцию. В соответствии с этим документом англичане должны были вернуться на родину, однако испанцы решили отправить пленных вглубь страны. Объяснялось это решение тем, что сразу после захвата серебра Попхэм отослал добычу на остров святой Елены, чтобы зарезервировать призовые. Прознав о ценностях, лорды ахнули и решили послать коммодору подкрепление.
Бересфорда Попхэм оставил на произвол судьбы, а сам отошёл вглубь Рио-де-Ла-Платы и там ожидал новые войска из Великобритании.
Бересфорд сдаётся генералу Сантьяго де Линье
Тем временем отвоевавший город Линье спешно занялся организацией городского ополчения. К концу октября были сформированы пехотный батальон Буэнос-Айреса (894 человека), добровольческий кавалерийский полк Буэнос-Айреса (724 человека), артиллерийская рота Буэнос-Айреса (1142 человека) и милицейские части (1575 человек). К началу ноября 1807 года Буэнос-Айрес имел довольно серьёзный гарнизон из 7255 штыков и сабель при 86 орудиях.
Успех в Монтевидео
Тем временем Бэйрд прислал из Южной Африки небольшие подкрепления, которые в октябре 1806 года смогли захватить остров Горрити, ставший базой для дальнейших операций. Вскоре из Англии поступил приказ: Попхэму явиться в Лондон на слушание в трибунале. Неудачливый завоеватель в результате отделался выговором, который не помешал его дальнейшему продвижению по службе.
К Рио-де-Ла-Плате вышла эскадра контр-адмирала Чарльза Стерлинга и транспорты с 4300 солдатами, которыми командовал Сэмюэл Окмати. 5 января 1807 года Стерлинг прибыл в устье Ла-Платы, присоединил остатки корпуса Бересфорда и подкрепления из Южной Америки, и теперь его силы насчитывали 6300 человек. На военном совете Окмати и Стерлинг рассудили, что отбить Буэнос-Айрес они не смогут, поэтому решили атаковать Монтевидео. 16 января десант высадился в 9 милях от города и утром 20 января приблизился к городским стенам. В этот же день примерно 6000 испанских кавалеристов атаковали силы Окмати, но англичане успели развернуться в боевое построение, и испанцы, потеряв от 200 до 300 человек убитыми и ранеными, откатились.
Проблема заключалась в том, что Монтевидео был укреплён гораздо лучше, нежели Буэнос-Айрес: там имелись форт и цитадель, а гарнизон насчитывал 6000 солдат. Не обращая внимания на эти обстоятельства, Окмати с помощью Стерлинга, предоставившего морские орудия, установил батарею 24-фунтовок и начал обстрел северной части города. 25 января состоялась одновременная бомбардировка с моря и с суши, а через три дня огонь уже вёлся по цитадели.
Испанские и португальские владения в Южной Америке в 1790 году (можно открыть, станет больше)
Наконец, 2 февраля англичанам удалось проделать в стене брешь, и ночью Окмати в полной тишине повёл своих людей в атаку. Испанцы открыли по ним огонь. Британцы несли страшные потери, но упорно продвигались вперёд и смогли войти в город. Завязались бои, и к 8:30 английские пехотинцы прорвались к цитадели в центре Монтевидео. Собремонте предпочёл сдаться.
Британские потери в общей сложности составили шесть офицеров и 110 солдат убитыми, 21 офицер и 258 солдат получили ранения. Испанские потери были не в пример тяжелее: около 800 убитых и 500 раненых, до 2000 человек угодили в плен. Остальная часть гарнизона на лодках убежала через гавань.
Грандиозные планы
После захвата Монтевидео из Англии в Ла-Плату был направлен очередной экспедиционный корпус - 4000 человек под началом полковника Роберта Кроуфорда. Задачи перед объединёнными силами ставились, прямо скажем, наполеоновские: захватить Буэнос-Айрес, перевалить через Анды, пересечь страну с востока на запад и оккупировать Чили. При этом напрочь игнорировался тот факт, что придётся пройти 900 миль по совершенно незнакомой местности с враждебно настроенным населением.
Кроуфорд прибыл к Ла-Плате 23 марта 1807 года. Примерно в то же время в Лондоне посчитали, что для руководства экспедицией требуется направить в регион старшего офицера. Им стал генерал-лейтенант Джон Уайтлок, прибывший в Монтевидео 10 мая вместе со своим заместителем - генерал-майором Левензоном-Гауэром.
6 июня у Колонии-дель-Сакраменто на юго-западе современного Уругвая произошло сражение двух отрядов: испанского под командованием генерала Элио (2000 человек и восемь орудий) и английского во главе с полковником Деннисом Паком (1500 человек). Англичане увидели, что испанцы заняли сильную оборонительную позицию на возвышении, за глубокой болотистой речкой, но всё равно пошли в атаку, форсируя реку вброд под огнём артиллерии. Перебравшись на другой берег, стрелки атаковали порядки вражеской пехоты, которую испанская кавалерия попросту бросила. Испанцы, потеряв до 120 человек и всю артиллерию, отошли. Потери англичан составили 48 человек. Причиной львиной доли из них послужил взрыв бочек с порохом в самом английском лагере.
Второй визит в Буэнос-Айрес
К середине июня Уайтлок начал планировать новую атаку на Буэнос-Айрес. Проблема заключалась в том, что из-за мелей около побережья на реке, протекающей в этой местности, Роял Неви мог подойти только на 6-8 миль, однако выполнить свою задачу кораблям мешали многочисленные батареи, спешно возведённые Линье.
В самом же Буэнос-Айресе творилось следующее. 5 февраля 1807 года Линье, узнав о падении Монтевидео и очередном бегстве Собремонте, созвал военный совет, который единогласно низложил Собремонте с должностей вице-короля, губернатора провинции Ла-Плата и генерал-капитана. Поскольку связи с Испанией никакой не было, функции центральной власти взяла на себя Королевская аудиенция (главный судебный орган в колониях), и к маю Линье был единогласно избран новым наместником вице-королевства Рио-де-ла-Плата.
10 февраля уже основательно подзабытый нами Бересфорд смог подкупить двух охранников и сбежать из плена. В марте он добрался до Монтевидео. В мае у него произошёл диалог на повышенных тонах с Окмати, Уайтлоком и Гауэрсом. Бересфорд советовал не проводить повторную атаку Буэнос-Айреса и попробовать заключить с испанцами мир. Уайтлок приказал ему отправиться в Англию, что тот и сделал, предусмотрительно заехав на остров святой Елены, где «прихватил с собой» корабли с деньгами. Бересфорд высадился в Лондоне с телегами, набитыми серебром, и с большой помпой довёз их до Банка Англии, где самолично сдал сокровища под опись.
Испанские песо, или испанские доллары. Обычно они грубо чеканились в колониях и в таком виде перевозились в метрополию, где происходила их перечеканка
Уайтлок же, оставив в Монтевидео 1300 человек, разделил войска на две дивизии и отплыл к Буэнос-Айресу, взяв с собой 13 500 солдат. 27 июня первая дивизия высадилась в местечке Энсенада-де-Барраган, причём несколько лодок вылетело на мели. Гауэр с лёгкой бригадой к 13:00 занял возвышенность в 4 милях от берега. Далее началась высадка второй дивизии и выгрузка припасов. Наконец, 29 июня Уайтлок двинулся вперёд и сразу же угодил в обширное болото шириной более 2 миль. Через это болото англичане шли полдня, руками вытаскивая пушки и лошадей и проваливаясь в вонючую жижу глубиной до 2 футов. Бригада Кроуфорда из 400 егерей в это время страховала основную часть войск с флангов.
К полудню 29 июня Кроуфорд вошёл в соприкосновение с испанскими драгунами. Те издалека обстреляли англичан, но от боя на ближней дистанции уклонились.
1 июля англичане подошли к Буэнос-Айресу. Им предстояло форсировать реку Риачуэло (Матанса), где Линье сосредоточил 6860 солдат при 12 орудиях. Уайтлок решил не действовать сходу, а подождать отставшие резервы, поэтому сражение началось только 3 июля. Англичане не стали атаковать район моста, где были сосредоточены основные испанские силы, а перенесли удар к северу. У местечка Мизере Кроуфорд отогнал испанских застрельщиков и двинулся вперёд, пытаясь захватить испанские пушки, которые вели частый, но неприцельный огонь. Напор английских егерей оказался столь сильным, что испанцы бросили орудия. Кроуфорд ворвался на окраины Буэнос-Айреса. Он запросил подкрепления у Гауэра, но тот приказал остановить движение, поскольку весь день лил дождь и дороги совсем раскисли.
По сути этот стоп-приказ оказался роковым. Для Линье настоящей неожиданностью стал перенос удара на север. Более того, из-за дождя он не мог быстро перекинуть войска с фланга на фланг. Теперь же новоявленный генерал-капитан Буэнос-Айреса получил шанс, которым не преминул воспользоваться.
5 июля Гауэр отправил к Линье парламентёра с предложением капитуляции. Ответ был таков:
«По поручению генерала дона Сантьяго де Линье я отвечаю вам на письмо, переданное с вашим парламентёром и предлагающее сдачу нашей столицы. Генерал Линье скромно отказывается от вашего предложения, равно как и от сдачи оружия нашим гарнизоном и сообщает вам, что у него достаточно солдат, находящихся под командованием мужественных и умелых командиров, полных желания либо умереть за Родину, либо уничтожить вас. Для нас настало время проявить свой патриотизм.
С уважением,
Всегда Ваш
Полковник Элио».
Продолжение
тут.
Источник