Как только в парламенте появляется проект бюджета, все начинают с умным видом обсуждать ВВП, инфляцию, курс доллара и прочее. Хотя еще не помню случая, чтобы в конце года показатели оправдались. Тем более бессмысленно говорить о проекте до второго чтения: это лишь кабминовский “пластилин” для парламентской “лепки”. Но одна любопытная деталь в проекте бюджета есть: там заложены крупные средства на денежную оценку земель сельхозназначения. С 1 января 2018-го земельный мораторий заканчивается. Соответственно, власть хочет знать, почем продавать черноземы.
Сразу уточню, что на сегодняшний момент информация достаточно скудная. Известно лишь, что в утвержденном Кабинетом министров и зарегистрированном в Верховной Раде проекте закона о бюджете заложено финансирование на общенациональную (всеукраинскую) нормативную денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения одновременно на всей территории страны.
Согласно проекту бюджета, оценка будет проведена за госсчет, а техническая документация утверждена центральным органом исполнительной власти, формирующим государственную политику в сфере земельных отношений. При этом увеличить финансирование по программе "проведение земельной реформы" предлагается в 4,3 раза со 104,8 млн. грн. в 2017-м до 452,8 млн. грн. в 2018 году.
Из этой суммы, как
пишут СМИ, планируется направить средства собственно на проведение нормативной денежной оценки сельхозземель, а также на ведение и функционирование Государственного земельного кадастра, подготовку к продаже сельхозземель и переведение материалов Государственного фонда документации по землеустройству в электронный вид. Всего же предлагается выделить финансирование Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра в размере 1,9 млрд. грн.
Тут следует напомнить, что почти одновременно с принятием осенью прошлого года законопроекта №5321-1 о продлении моратория на продажу сельскохозяйственных земель до 1 января 2018 года Кабмин своим постановлением №831 от 16 ноября 2016 года утвердил новую методику нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения.
Вслед за этим 25 ноября 2016 года Министерство аграрной политики и продовольствия выпустило приказ № 489 - о новом Порядке нормативной денежной оценки земель населенных пунктов.
Населению сообщили, что это всего лишь формальности, необходимые для определения базовой величины земельного налога, государственной пошлины при мене, наследовании или дарении земельных участков, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, платы за изъятие земель для нужд, не связанных с сельскохозяйственным и лесохозяйственным производством и т.д.
Однако есть еще одна важная деталь: нормативные акты были призваны упростить оценку земель для внесения их в Государственный земельный кадастр. В свою очередь завершение “упаковки” информацией Кадастра - это ключевой шаг к закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который должны были принять, но не приняли еще в 2016 году.
Собственно, когда президент Петр Порошенко, выступая с посланием к Верховной Раде, призвал народных депутатов одобрить земельную реформу хотя бы в уме и в сердце, он, судя по всему, подразумевал именно этот закон.
"Я не собираюсь выдавливать из Верховной Рады земельную реформу, не буду этого делать. Но прошу одобрить хотя бы устно, в уме, в сердце, политическое решение в ее пользу, принять такие законы, которые хотя бы снимут фобии, которые учтут все предостережения, определят минимальную цену, но дадут свободу украинскому селянину", - сказал президент 7 сентября.
Может, выдавливать он и не собирался, но группа народных депутатов от БПП услышала лидера и зарегистрировала в парламенте законопроект о рынке земли. Как утверждает нардеп Алексей Мушак, “полностью аналогичный проекту закона, внесенному в Верховную Раду правительством Юлии Тимошенко в 2008 году”.
Пока непонятно, какова задача у этой законодательной инициативы: разрешить покупателям (в том числе иностранным) без ограничений концентрировать сельхозземли в одних руках даже по минимальной стоимости или троллить Тимошенко, заявившую, что партия “Батькивщина” начинает сбор подписей против начала продажи земли сельскохозяйственного назначения. Почему-то я не верю в способность парламентариев продуцировать революционные новации и склоняюсь ко второму варианту.
В общем, рынок земли приближается. И мы, судя по всему, не осознаем серьезность ситуации. Возможно, потому, что каждый год подобная ситуация уже была и заканчивалась одним: в Земельном кодексе меняли одну строчку и переносили час Х на год, два, три вперед.
Конечно, нет ничего более постоянного, чем временное, но рано или поздно мораторий должен был завершиться. И 2018 год - очень удобная дата. Не надо ничего отменять. И продлевать тоже не надо. Просто ничего не нужно делать. И финиш наступит сам собой.
Ряд аналитиков высказывают мнение, что МВФ отменил требование о досрочном снятии запрета на продажу земли на Украине потому, что 1 января 2018 года мораторий на продажу земли и так перестанет действовать. При этом, как
сказал в эфире телеканала NewsOne известный экономист Виктор Суслов, Международный валютный фонд больше не будет выделять транши, если Украина продлит действие моратория на продажу земли.
Поэтому Кабмин должен имитировать шаги, которые МВФ может расценить как подготовку к запуску рынка сельхозземель. В том числе заложить в бюджет сумму, в несколько раз больше, чем в прошлом году для денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения одновременно (обратим внимание на это слово, - автор) на всей территории страны. Смахивает на большую общенациональную кампанию.
При этом, чтобы не будоражить общество и не подкидывать “дровишки” в печку рейтинга “бабушки Тимошенко”, правительство
уверяет фермеров, что рынок земли в Украине вводить пока не будут. Вначале должна быть исключена возможность скупать участки в одни руки и введен запрет на покупку украинских земель иностранцами.
И что все происходящее сейчас является наведением порядка в сфере землепользования, в частности в Кадастре. А как только порядок будет наведен, фермеры в первую очередь получат возможность приобретения земли, а если у них на это не будет денег, то рассрочку. Может, я, конечно, Фома неверующий, но идиллические схемы “одаривания” счастливых фермеров кусочками по 200 га кажутся мне сказками для наивных пейзан.
Абсолютно все, в том числе и продвинутые гарвардские девочки-мальчики из МинАПК и Кабмина, понимают: архаичное мелкое фермерство для Украины осталось далеко в прошлом. Страна перешла к латифундиям с консолидацией тысяч гектаров земли по аналогии с Аргентиной и Бразилией. Обрабатывать “клочки” земли абсолютно нерентабельно.
Поэтому окончательная схватка за сельхозземли будет между нашими крупными игроками и зарубежными гигантами. С учетом того, что в ближайшие годы нам нужно вернуть внешним кредиторам около $19 млрд., шансы иностранных претендентов на землю заметно повышаются.
Кстати, делить осталось еще много. По
данным Всемирного банка (проект "Поддержка реформ в сельском хозяйстве и в земельных отношениях в Украине"), в Украине насчитывается 42,7 млн. га сельскохозяйственных земель.
В аренде находится более 19 млн. га. В государственной собственности - 10,4 млн. га сельскохозяйственных угодий. Из которых 3,2 млн. га - в постоянном пользовании предприятий, учреждений и организаций, 2,5 млн. га - резерв. В настоящее время около 50% государственных договоров аренды земли сельхозназначения заключены на срок до 49 лет.
Средний размер арендной платы за 1 га госземли по итогам 2016 года составил $940. Арендная плата за паи в Украине составляет около $50 за 1 га. Таким образом, доходы населения от аренды земли составляют в целом $820 млн. в год. Согласно опросам, только 5-8% собственников земли готовы ее продать. Это около 2 млн. га. Но это пока не началась “земельная жара”. А она уже, судя по косвенным признакам, не за горами...
Егор Смирнов