Хочу также напомнить предыдущие материалы по поводу ситуации с украинскими АЭС.
http://greenchelman-3.livejournal.com/1402600.html Оригинал взят у
yurasumy в
Энергетика Украины: интервью министра Министр энергетики Украины Игорь Насалик дал короткое интервью. Очень интересное и в чем-то даже определяющее: какие проблемы перед энергетикой Украины стоят сегодня и что ждать населению страны уже завтра.
Click to view
Первое и самое важное: энергетика Украины банкрот. Причем банкрот полный. Не знаю, что имел в виду министр, говоря, что внутренняя задолженность энергетического сектора составляет 30 млрд. гривен, но рискну предположить, что это задолженность энергокомпаний перед государством и контрагентами. В любом случае выглядит внушительно. Также я услышал, что денег нет не только у «Энергоатома», которому надо готовить блоки к зиме, но и у министерства, которое не может оплатить потребленную ими же, электроэнергию.
Возвращаясь к «Энергоатому». Это в интервью не прозвучало, но известно, что в марте 2016 года Государственная исполнительная служба арестовала его имущество общей стоимостью 200 млрд. грн. Это не позволяет брать новые кредиты и производить плановые мероприятия по обеспечению работы АЭС. По этому поводу Насалик обронил фразу, что если ситуация не будет решена, то МАГАТЭ может принять решение по остановке блоков украинских АЭС. И это уже без шуток.
Из менее важного для соседних стран, но очень важного для населения, это то, что Украина вполне может очень скоро стать экспортером электроэнергии. И при этом отказаться от газа, ЮАРовского угля и частично от угля Донбасса. Браво. Я так понимаю, перед новым Кабмином стоит задача уничтожения отечественной промышленности, так как иначе это пустое бахвальство. Можно заменить один вид энергии другим, но нельзя одновременно сократить все с такой скоростью, и при этом ничем не пожертвовть.
Примечательно, что в следующем году от «ЮАРовского» угля решено отказаться. Правда журналистка при этом, улыбнувшись заметила что по факту уголь из ЮАР грузился в Новороссийске… Министр ее поправил с улыбкой, сказав, что это не совсем так: «там использовались разные схемы». Жаль, что подробности этого цирка под названием «диверсификация поставок угля» пока до конца не понятны. Будем ждать.
Второй интересный момент, это уголь из ЛДНР. Пан министр не смог назвать цифру, сколько угля с неподконтрольных территорий закупается Украиной. Да это не военная тайна, но ее открывать никак нельзя. Интересно почему.
Если мне кто-то будет говорить, что в этих схемах отсутствует коррупция, и нет никакой «зрады», я буду долго смеяться.
Ну и напоследок господин министр не понимает разницы между украинским селом и немецким. Он считает, что отказ от газа на селе это шаг вперед для Украины. Возможно в Германии все так и было. Но не на Украине, где газ остается единственным надежным источником энергии для обогрева и приготовления пищи. Массовый отказ от газоснабжения сел, потребует просто колоссальных инвестиций в энергетику (стабильное и надежное электрообеспечение) и обеспечение частных домов новым оборудованием для обогрева. А откуда нищее сельское население возьмет на это деньги, министр не сказал. Очевидно, что и в дырявом бюджете Украины таких сумм нет.
А вообще все это выглядит смешно, если не было так грустно.
Оригинал взят у
yurasumy в
Как выглядит стабилизация экономики Украины в деталях Больная экономика имеет свои симптомы. Их можно пытаться скрыть, разрывая комплексную картину болезни на симптомы и выпячивая некоторые из них: например среднюю температуру по палате. Но такой метод хоть и работает, но недолго. Чтобы экономика начала восстанавливаться нужно не выискивать в статистике временные положительные маркеры, а комплексно решать проблемы экономики, чего пока на Украине не наблюдается.
Например, рост металлургии на фоне провала отрасли в начале 2015 года и запуске предприятий ЛДНР в рамках экономики Украины. Если откинуть данные по Алчевскому и Енакиевскому меткомбинатам, запущенным после перемирия 2015 года, то и роста у украинской металлургии почти никакого не будет. Кстати, и рост потребления металла в стране сегодня связан в первую очередь с ростом потребления на Донбассе, в том числе на территории ЛДНР. Примечательно, что об этом не любят говорить по обе стороны линии разграничения по вполне понятным причинам. Но оставим это, статья не о металле, статья о молоке.
Когда смотришь данные статистики, не всегда можно увидеть реальную ситуацию. Статистика не только может приукрашивать действительность, она обычно отображает какой-то один аспект экономической ситуации в стране. А между тем, экономика, это сложный механизм, в котором все должно быть гармонично. Если гармония нарушена, то экономика начинает стагнировать или того хуже падать. При этом некоторое время можно говорить о том, что все хорошо, ссылаясь на данные статистики. Вернее на некоторые данные. Но стоит собрать эти данные воедино, как по объему, так и по временному интервалу, как сразу картина вырисовывается не самая приглядная.
Например, можно брать данные по ценам и говорить, что в стране все хорошо, потому, что цены не растут. А то, что цены не растут по причине слабой покупательской способности населения, обычно стараются не видеть. При этом, если в стране растут цены на сырье и производственные расходы, то такая ситуация рано или поздно отразится на доходах предприятий. Некоторое время убыток можно терпеть и стараться сохранить свою нишу на рынке, а что будет потом?...
Кстати, именно это время любое правительство записывает себе в плюс, называя это стабилизацией (как сегодня). При этом все стараются не замечать, что не решена главная проблема восстановления экономики: спрос, а значит и стабилизация эта пока условная.
Спрос сегодня на Украине не может расти по вполне очевидным причинам. Население может увеличивать потребление продукции в основном по цене, невыгодной производителю.
Чтобы цена была выгодна, производство должно либо стагнировать, либо падать.
И так будет, пока население будет нищать. Таковы законы рынка. Получаем замкнутый круг, который рано или поздно лопнет, найдя самое слабое место: либо вновь инфляция, либо сокращение производства. Либо и то и другое вместе. В лучшем случае стагнация, за счет доходов полученных извне: кредиты или деньги заробитчан.
Выходом для страны может стать внешний рынок, забирающий излишек продукции. А если и на внешних рынках ситуация для украинского производителя не ахти? Что тогда? Для примера возьмем молочку. Вчера я наткнулся на небольшую, но очень показательную статью, описывающую ситуацию в данной отрасли. И в 2015 году и тем более с 2016 года она потеряла основные рынки за рубежом и соответственно продукция устремилась на внутренний рынок, сбивая цены:
Ситуация на сырьевом рынке сейчас плачевная, производители и переработчики не знают как им вести бизнес в ближайшие несколько месяцев, сообщает
agroconf.org. Обильные осадки и теплая погода способствовали быстрому и существенному появлению зеленой массы и формированию качественных пастбищ. Это стало причиной существенного увеличения производства молока в Украине.
Массовый рост предложения совпал с множеством праздников, когда продажи свежих молокопродуктов сократились. В итоге много сырья стало невостребованным, что стало причиной падения цен на молоко, особенно от населения.
Перенаправлять излишки молока на сушку операторы не спешат, хотя многие от безысходности вынуждены это делать. Не спешат потому, что нет надлежащего рынка сбыта ни на сухое молоко, ни на масло. Цены на эти товары стремительно падают. Выпускать их не убыточно лишь только если использовать исключительно подешевевшее сырье от домохозяйств.
За последние две недели закупочные цены на молоко просели на 20-30 копеек. Диапазон стоимости фермерского сырья очень большой (5,20-6,50 грн./кг), что говорит о спадающей динамике тренда. Цены на населенческое молоко в некоторых регионах опустились уже ниже 3,00 грн./кг, а уже в ближайшие недели такая тенденция будет характерна для всей территории страны.
Особенно ощутимо обвалился спотовый рынок. В последние недели речь, зачастую, даже не заходит о стоимости товара - ни молоко, ни обрат, ни сливки никому не нужны.
Ограниченное количество работающих сушек в Украине сегодня не справляется с объёмом желающих переработать излишки на давальческих основах, поэтому некоторые компании вынуждены отказываться от сырья.
Ни производить, ни перерабатывать молоко сегодня не выгодно - в краткосрочной перспективе логично сокращать производство и выбраковывать коров. Но уже в среднесрочном периоде (ближе к зиме) на рынке будут происходить обратные процессы, поэтому всем участникам необходимо "сцепив зубы" поработать в минус несколько месяцев.
Комментарий. Как мы видим, картина маслом (или молоком). Несколько месяцев надо поработать в минус. А если период, когда надо будет работать в минус растянется на дольше? Что тогда? Есть гарантии, что в конце года предприятия заработают в плюс (в 2015 году во многом плюс был обусловлен высокой инфляцией, производственники меня поймут почему). Сейчас правительство может отчитываться и о низком уровне цен и о … не слишком большом падении производства в отрасли. Но все это будет лишь до тех пор пока производители будут иметь надежду на рост. Что будет тогда, когда они разочаруются окончательно?
Выбор невелик. Как я писал ранее есть из этой ситуации только два выхода: либо кредиты МВФ, либо инфляция.