(no subject)

Jun 02, 2013 20:49

Смешной и странный мы народ. Сидим сегодня с экскурсантами в милейшем кафе. Кто кофе мактуб пьет, с перцем и имбирем. Кто капучино. Я так вообще молочный коктейль с мятой. Слева пианино. Справа на стене иллюстрация к Амадею нашему Гофману. А я упоенно рассказываю о пролетной системе клозетов на петербургских лестницах. И всем хорошо.
Народ, кстати, послушал и хором завопил: "А-а! Вот почему у нас в парадных ссут! Генетическая память!"

Ехала домой и все пыталась вспомнить, где ж я про них читала. А вот: "Еще в первой половине XIX века, по мере увеличения этажности доходных домов, на черных лестницах для жильцов квартир, не имевших ватерклозета, стали появляться отхожие места так называемой "пролетной" системы, которые, по словам современника, "распространяли жуткую вонь". Литератор А. П. Башуцкий писал: "Часто, входя в переднюю хорошего дома, вы находите ее грязною, безобразною, в беспорядке, и здесь уже запах ламп, кухни или... неприятно "поражает ваше обоняние".

Не названные Башуцким отхожие места располагались на лестничной площадке рядом с окном в неглубокой нише без двери. Выводные рукава очищались редко (зимой нечистоты замерзали на всем протяжении пролета), и в наружный выгреб попадали преимущественно жидкие нечистоты. Специфический запах распространялся не только на лестницах, на которых находились отхожие места, но и в квартирах и во дворах.
В старых питерских домах, избежавших капитального ремонта, эти ниши и каменные стульчаки с заложенными дырками сохранились до сих пор".

И я сегодня чертыхнулась в Николо-Богоявленском соборе. Что мне за это будет? Впрочем, он Морской, св. Никола Мирликийский еще и не то от моряков слышал.
Previous post Next post
Up