Очередной краткий обзор, все оценки сугубо субъективные:
- Understanding Violence - сейчас идёт, курс хороший, разносторонний. Упоминали, что воспитание сострадания - один из способов предотвратить насилие. Интересная лекция про уличные банды, то, как они устроены, роль налички. Ещё не дослушала (курс сейчас идёт), но пока Оценка: 4/5
- Resilience in Children Exposed to Trauma, Disaster and War: Global Perspectives - Наконец-то я поняла, что такое resilience. По-русски и слова-то такого нет, как нет слов и выражений bullying, random act of kindness, make the difference, doing well... Отличный курс, размывается граница с телепередачей: много личных примеров и интервью, но есть и статистика. Полезная информация: во время войны для детей важнее всего присутствие родителей рядом, даже если вокруг полный кошмар. Одно их присутствие создаёт ощущение безопасности. Те дети, которые пережили менее страшные события и были разлучены с родителями, страдали больше, чем другие, попавшие в более страшные переплёты, но вместе с родителями. Ещё не дослушала (курс сейчас идёт), но пока Оценка: 5/5!
- Introduction to Psychology - Курс уже год (!) как закончился, у меня только дошли руки всё скачать и прослушать. Очень доступный и интересный курс, преподаватель выбрал все самые "вкусные" темы из психологии и подал их так, как бы расказывал друзьям в неформальной обстановке. При этом есть ссылки налитературу и научные термины. Хорошее дополнение к предыдущим отличным курсам, которые я прослушала: Social Psychology и Introduction to Psychology as a Science. Когда третий раз слушаешь про Стенфордский эксперимент или Bystander effect в новой подаче, то уже хорошо откладывается в голове и точно уже не забудешь. Опять же, не стоит ждать от этих курсов вековой мудрости и ответов на вопрос "Как жить?", но как ликбез по психологии - отлично. В частности, про классическую теорию привязанности было полезно узнать, и интересно - про научные теории сновидений (база данных сновидений онлайн!). Оценка: 5/5
- Learning How to Learn: Powerful mental tools to help you master tough subjects. Кое-какая полезная информация, забавная подача, подтвердили то, что уже знала, плюс нужная мне лексика на английском. Идеи: важность периодов "ничегонеделания" для обучения, под которую подводится теоретическая база про два модуса работы мозга: сосредоточенный (focused), в котором работает больше левое полушарие и происходит осознанное обучение, и размытый (diffused), в котором больше работает правое полушарие и подсознание). Идея про иллюзию знания, про то, что левое полушарие даёт обманчивое ощущение, что всё правильно и проверять работу необязательно: это пригодилось непосредственно сразу по текущей работе, создав мотивацию вычитать законченную работу перед сдачей (и нашла-таки ошибки, не зря вычитывала!). Оценка: 4/5.
- The Clinical Psychology of Children and Young People - курс "разочаровал", никаких практических советов по поводу работы с детьми, у которых психологические проблемы. Используют термины, не давая определений. Единственный интересный, но короткий момент - серия интервью про подростковый возраст. Оценка: 2/5
- Understanding the Brain: The Neurobiology of Everyday Life - Технически сложный, длинный и интенсивный курс, предполагает предварительные знания по биологии и анатомии. Начинала слушать выборочно, прервалась после первого десятка лекций, тем не менее, сейчас скачала все лекции (167 штук!) и собираюсь изучить параллельно с чтением Лурии и штудированием книги, поскольку возникла идея попытаться сделать обратную разработку (вот как, оказывается, по-русски будет rétroingénierie) программы Arrowsith - на тренинг в Канаду к ним попасть не представляется возможным (они работают только с англоязычными школами, ведущими их программу, с отдельными людьми - нет), а программа чрезвычайно перспективная и очень многим детям и взрослым нужна, попытаюсь по её книжке и видео вывести, какие упражнения она для чего использует. Оценка: зависит от критериев, но преподаватель грамотный и увлечённый и техническое качество записей хорошее.
- Understanding Russians: Contexts of Intercultural Communication - дослушала, сдала работы и даже получила сертификат. Слишком теоретический и коцептуальный курс для тех, кто привык к англо-саксонской манере преподавания, но после российских вузов чувствуешь себя, как рыба в воде. Несколько полезных концептов и примеров. Оценка: 4/5
- Understanding Research Methods - практические занятия я пропустила, а видео - серия интервью с научными работниками. Интересно примерами и рассказами о методологии (в чём роль обзора литературы, каковы критерии хорошего научного исследования, как важно уметь распоряжаться временем, какой совет научные работники дали бы себе самим в начале карьеры...). Оценка: 4/5
- Practical Ethics - может быть морально сложный для прослушивания и депрессивный курс, если уже нет прочной базы понимания жизни и объяснения страданий. Описание моральных дилемм без выхода в духовное измерение для меня - тупик. Если база есть, то этот курс - хороший источник материалов для медитации на страдания людей и животных. Оценка рентабельности благотворительности Givewell - интересный подход (за $100 можно спасти жизнь, профинансировав сетку от малярийных комаров, вместо оплаты собаки поводыря за несколько тысяч долларов для улучшения качества жизни), но опять же, ограниченный рациональностью. Оценка: 3/5
По-прежнему чрезвычайно довольна этим опытом Курсеры, очень благодарна им за бесплатный доступ к качественному образованию, и для общей культуры, и для английского.
По-прежнему лекции слушаю за рулём, в среднем час в день.
Предыдущий обзор был тут.