Когнитивные трудности и оценочные суждения

Jul 03, 2014 14:05

Я тут на каникулах серьёзно подсела на изучение разнообразных когнитивных программ. Много причин, по которым меня это интересует, но сейчас назрело сформулировать, как это связано с этикой и с неосуждением.

"Не суди, да не судим будешь" - всем известная заповедь, да только как же её применять на практике, если чужие действия причиняют нам или близкому человеку боль? Трудно, ужасно трудно оказывается не судить, даже если мы и вспомним об этой заповеди - только добавляем себе чувство вины за несоответствие высокому идеалу человечности. :-)

Я думаю, проблема в том, что не хватает ступенек для того, чтобы к этому идеалу неосуждения подняться. Это вне нашей зоны ближайшего развития (ЗБР), по Выготскому, а промежуточные ступени отсутствуют.

Так вот, о промежуточных ступенях. Ими могут стать, в частности:

1. Личный опыт. Вот тут в свежей записи Валерий пишет об изменении отношения к бездомным после участия в экстремальном ритрите. Кто на своей шкуре попробовал, тот понимает.
Из этой же оперы: у кого не было опыта серьёзной/долгой болезни, тому трудно понять человека, ограниченного физически. Трудно! У него трудности! :-)

2. Изучение человеческой психики, ведущее к пониманию. Понимание - это ключ. В этом смысле могут помочь разнообразные платные и бесплатные курсы психологии и личностного развития, книги, встречи и т.д.
Изучение когнитивных нарушений может стать одной из таких ступенек.

Ну вот, к примеру, благодаря Фейерштейну в моём мозгу появилось понятие и термин "потребность в точности" (besoin de précision, need for precision). Это, я вам скажу, очень ценное оказалось понятие! Когда я вижу что-то (вот, невозможно, оказывается, подобрать нейтральные выражения!), что бы раньше я охарактеризовала как "неаккуратное", "приблизительное", "грубо выполенное" (ну предположим, недосохшее бельё снято и лежит в куче, куски овощей в супе "слишком" крупные - только на мой вкус!), теперь я перехвачу первый рефлекс осуждения и подумаю: "У этого человека потребность в точности меньше, чем у меня." И не факт, чья потребность в точности окажется более адекваной в каждой данной ситуации - возможно, что его, а не моя. Для преподавателя языков потребность в точности важна, но вне работы может быть важно ею поступиться, чтобы, например, выиграть в скорости исполнения (да, в ущерб качеству, но вопрос в том, что важнее сейчас?).

Барбара Эрроусмит-Юнг описала 19 когнитивных нарушений.
Я выбрала из описания те, которые напрямую отражаются на поведении так, что способны вызвать осуждение других людей (хотя, в принципе, любые отклонения и "инакомыслие" по определению могут вызвать неприятие и осуждение...).


(...)
2. Взаимоотношения символов.
...зачастую человек упрям или не отличается гибкостью мышления, поскольку ему сложно сравнивать в уме несколько вариантов. Он выбирает один и затем отказывается даже рассматривать альтернативы, поскольку это слишком сложно, и он не видит разницы.
.
3. Запоминание информации или инструкций.
- родители часто думают, что их ребенок упрямый, безответственный или ленивый, поскольку они просят его что-то сделать, а он забывает.
..
4. Предикативная (внутренняя) речь
- У человека отсутствует чувство такта, и он кажется грубым, поскольку он с трудом представляет себе, что он скажет и какие могут быть последствия от его фразы. Например, ребенок получает в подарок диск с музыкой и тут же возвращает его со словами «А я эту группу не люблю».
- Синдром «спроси, а потом делай». Родители говорят, что ребенок пытается быть полезным и делает что-нибудь, прежде чем спросить, надо ли это делать. Например, поливает уже политые цветы или выпалывает сорняки, которые на самом деле были посаженными вами помидорами.
.
6. Распознавание на слух
Это умение отличать похоже звучащие слова (дом-том, сон-сом).
Проблемы:
• человек неточно слышит слова в беседе, лекции, телепрограмме, инструкции, а потом неверно интерпретирует услышанное. Ему нужно концентрироваться, чтобы верно отличать слова, и поэтому он быстрее устает и отвлекается. Иногда это приводит к грубому непониманию, особенно если человек думает что его обидели или оскорбили.
.
7. Символическое мышление.
Это умение отвечает за развитие и поддержку планов и стратегий действия посредством использования речи. Это проявление мысленной инициативы в заданиях с символами.
Проблемы:
• ученику сложно сосредоточиться и удерживать внимание на задании, связанном с использованием речи. Ребенок легко отвлекается, и его часто называют «невнимательным». Ему тяжело быть внимательным на занятиях, на работе или в социальном общении.
• Человек не может создать план работы, поэтому часто его поведение неорганизованно.
• Человек не исправляет собственные ошибки и зачастую не видит, что он сделал ошибку. Ему сложно учиться на ошибках, поскольку он их не осознает. Обычно он не переживает по поводу качества исполнения задания.
• Человек не может создать долгосрочные планы и цели, живет «одним днем». Окружающие могут считать его «легкомысленным», поскольку у него отсутствует стабильность и планирование жизни.
• Человек старается упростить ситуацию до стереотипной, ему уже знакомой, поэтому иногда он с трудом отличает одну ситуацию от другой и неверно на нее реагирует. Например, ребенок может решить, что стратегия общения с друзьями должна быть такой же, как он видел в кино.
.
12. Артефактное/Искусственное мышление
Это умение необходимо для координации, изменений и интерпретации эмоций.
Проблемы:
• человек с трудом распознает и интерпретирует собственные эмоции. У него меньше градаций и отличий. Он с трудом отличает и воспринимает чужие эмоции.
• человек не может распознать невербальную информацию, такую, как выражение лица и движения тела, и поэтому не может изменить свое поведение, исходя из этих данных. Например, ребенок не понимает, думает ли родитель или учитель, что он выполнил задание хорошо. Он может не понять, что кто-то сердится, радуется или обижен.
• Он не понимает, почему выражение лица и прочая невербальная информация вообще имеют значение.
• человек с трудом сопротивляется собственным эмоциональным импульсам.
• он редко планирует что-либо, продумывая реакцию окружающих на его слова или действия.
• иногда он не беспокоится, когда надо бы.
Перевод не мой, а Марины (спасибо ей!), кое-где подправлен (потребность в точности! :-))
У неё на блоге описание 19 когнитивных нарушений полностью.
Оригинал на английском.

Так это всё к чему? Опять, оказывается, вкралась фундаментальная ошибка аттрибуции: мы склонны приписывать поведение другого человека злому умыслу, вредности, невниманию к нам, любимым, и т.д., а на самом деле за ним могут стоять объективные когнитивные трудности.

psychology, снять слои, мировоззрение, social psychology, education

Previous post Next post
Up