Результат адекватного воспитания

Aug 14, 2013 15:11

Читаю Монтессори.
Свобода воли - это способность определить, что для нас хорошо, и сделать это.(Я споткнулась, остановилась, задумалась, примерила на себя: а я умею это? Далеко не всегда ( Read more... )

Монтессори, нормоз, снять слои, education

Leave a comment

greenadine August 17 2013, 09:29:09 UTC
На самом деле там целая философия, я просто очень кратко резюмировала.
Свободу Мария Монтессори связывает с дисциплиной, для неё это две стороны одной медали.
Мы по-настоящему свободны, когда мы свободны от импульсов и побуждений нашего эго (это я своими словами переформулирую), а не тогда, когда потакаем его нескончаемым желаниям и нежеланиям.

Она ещё пишет, что хорошо воспитанный ребёнок не выносит праздности, его нормальное состояние - работа. Для меня это хорошо согласуется с представлением о святых, которых трудно представить обдыхающими! Миру так нужна помощь, столько всего нужно сделать! Для меня отдых сводится к разумной заботе о теле, чтобы оно продолжало оставаться пригодным к службе миру инструментом, и о душе (медитации, ритриты), чтобы поддерживать её в оптимальном состоянии и извлекать уроки из опыта.

А сравнение с комой потому, что мы чаще всего не используем данной нам свободы воли, поскольку просто не в состоянии не повиноваться имульсам нашего подсознания!
У Вас разве не бывало так, что в какой-то ситуации вы поступали не так, как поступили бы в Вашем идеальном представлении о себе? "Что на меня нашло, сама не пойму", говорят в таких случаях. Или мы говорим что-то, и сразу же сами понимаем, что лучше бы этого не говорить, или сказать по-другому, но ощущение такое, как будто у нас нет контроля над нашими мыслями, а значит - словами и действиями.
Это так и есть, у нас нет контроля над ними, пока этот айсберг подсознательных установок и побуждений не был растоплен благодаря кропотливой работе по осознанию и изменению мыслей, которые мы думаем постоянно, сами того не зная. Только тогда мы становимся способны действовать в соответствии с лучшими человеческими идеалами.

Насчёт воспитания, вы правы, это парадокс, и жизнь в любом случае ставит меня в ситуации, где я тренируюсь, иначе никак. Но я считаю, что к таким важным вещам, как воспитание, лучше подходить серьёзно, то есть, готовиться, размышлять, читать, короче говоря - учиться, не пускать на самотёк, поскольку в таком случае обычно результатом становятся страдания, которых можно было избежать.

Reply

talochka78 August 17 2013, 11:13:34 UTC
Я не разделяю буддистско-пантеистического мировоззрения, а потому мне чужда концепция медитаций и прочих способов,открывающих путь к "лучшим человеческим идеалам". Христианство смотрит на все эти важнейшие вопросы совершенно с других позиций. "Что на меня нашло..." - об этом хорошо говорит апостол Павел: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех." Вообще, вся седьмая глава Послания к Римлянам об этом.

Reply

greenadine August 28 2013, 02:31:52 UTC
Извините, что так долго не отвечала, вмешались некоторые обстоятельства.

Вы знаете, для меня не столь важно, как Вы определяете своё мировоззрение.
Я убеждена, что есть общечеловеческие ценности, и приветствую всё, что помогает их достигнуть, из какой бы традиции эти инструменты ни происходили! А как же иначе? Если ценности, которые я выбрала, не универсальные, рано или поздно я столкусь с их ограниченностью! Я себе так это представляю, что мы все идём к одной вершине, просто разными путями, и тот, кто пошёл по любому пути и дошёл до вершины, способен понять представителя любой другой традиции, где бы тот в своём пути не находился.

Как поступают искренние христиане, которые замечают за собой негативные тенденции, мысли, слова и поступки? Каются, ходят на исповедь, постятся, читают священные писания, направляют свои мысли на более возвышенные предметы... Подобные вещи практикуются во всех других традициях, которые мне известны! Откровенный разговор с духовный наставником, "бережение сердца" (извините, не помню точного христианского термина, но суть, надеюсь, вы понимаете), молитвы - всё это помогает осознавать и менять мысли, которые определяют нашу жизнь. Говоря христианскими терминами, не позволять греху жить в нас, это то же самое, что не позволять эго жить за нас нашу жизнь, которая призвана быть жизнью души, духа! Никто другой за нас эту работу не сделает, мы должны делать её сами. А благодать есть, была и будет, и она помогает всем, кто искренне старается изменить себя, не потворствуя "лукавому". Недостаточно надеяться на благодать, об этом все святые отцы говорят. Это ещё один псевдопарадокс духовной жизни: мы чувствуем себя бессильными без помощи благодати, но без приложения наших 3% свободной воли благодать бессильна нас спасти!

Медитативные практики в христианстве, кстати, как и в других духовных традициях, существуют с самого начала и всегда использовались не только монахами и священниками, но и просто верующими и теми, кто стал святыми. В этой связи можно сослаться на "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", это православная традиция.

Если у Вас есть другие предложения инструментов для самоулучшения, которые можно применять, и которые работают лучше, чем всё, что перечислено, я с радостью их приму. Хотя я очень симпатизирую буддизму, я себя не определяю как буддистку и вообще никакого ограничивающего ярлыка не использую - стать святым можно в любой традиции и в любую эпоху, главное - искренность, горячность сердца в стремлении к этой цели!

Reply

talochka78 August 28 2013, 07:04:41 UTC
Не стоит извиняться, подобного рода вопросы не устаревают ))
А сейчас мне некогда, вот накормлю детей завтраком и отвечу. )

Reply

talochka78 August 28 2013, 08:04:01 UTC
"Я себе так это представляю, что мы все идём к одной вершине, просто разными путями"
Да, это представление, к сожалению, разделяют многие, аналогия красивая и этакая... общепримиряющая. А если представить немножко другую, более реальную? Как мы можем быть уверены, что видим одну и ту же вершину? Скорее уж мы ищем плодородную страну, оазис в пустыне. В пустыне есть дороги, есть незаметные тропинки, ведущие в разных направлениях, есть зыбучие пески, хищники, миражи... Вот что такое духовная жизнь: путешествие сквозь пустыню. И совсем, совсем не факт, что все бредут в одну сторону.

"Я убеждена, что есть общечеловеческие ценности, и приветствую всё, что помогает их достигнуть"
Духовная жизнь ( и выбор мировоззрения, как ее основа) вовсе не ставят своей целью некое достижение общечеловеческих ценностей. Цель - вечная жизнь. Что ты понимаешь под этими самыми ценностями? Мусульманин (определенного течения, да, но все же) скажет, что убить неверного или взорвать себя в людном месте - высшая добродетель. И ждут его полногрудые гурии и вкусная еда в раю. Буддист скажет, что мир - иллюзия, соединение с миром приносит боль, а посему самое лучшее - максимально отрешиться от мира путем подавления всех желаний и вообще отказа от собственной личности.
Христианин скажет, что страдания - благо, и за них надо благодарить... И это лишь один пример.

Религия - это не набор "инструментов для самоулучшения", даже если внешне имеются какие-то моменты, истолковать которые можно было бы как психологические методики. Это либо заблуждение, либо ошибочная концентрация на средстве вместо цели.

Понятно, что в коротком письме не изложишь всего. )) Только один момент хочется подчеркнуть. Разные религии, разные мировоззрения исходят из разного представления о человеке, а значит, по-разному представляют "вершину" и путь к ней. Коммунисты, например, считают, что если улучшить благосостояние людей, люди станут "чище и добрее". Ага, щас. Или просветители. Они были уверены, что все беды - от невежества. Раздадим людям учебники - и будет им счастье. Нет счастья.
Большинство религий исходит из понятия о человеке, как о совершенном существе, которому нужно просто научиться владеть собой. Христианство видит в человеке глубоко поврежденное, смертельно больное существо, которое может спасти только Бог. Не Закон, не Космический Разум - личностный Бог-Спаситель. И практика христианина направлена не столько на поиск "ценностей", сколько на осознание собственной слабости и необходимости протянуть руку к Спасителю. Чувствуешь разницу? Даже католицизм - уже совсем не то. Никогда он не объединится с православием, ибо исповедует юридическую систему взаимоотношений с Богом. Можно и нужно заработать прощение и даже награды. Можно и купить, впрочем. )))

Так вот. Проблема в том, что на духовном пути бывают ловушки. Одна из главных - гордыня. Внешне смиренный и гордый выглядят схоже, а духовное устройство у одного ангельское, а у другого бесовское. Какая уж тут "одна вершина"...

"Медитативные практики" ни в коем случае нельзя путать с молитвой - живым разговором с личностным Богом. Медитация буддистского или индуистского типа - открывание собственной души постороннему воздействию. А это ой как чревато. В нашем мире нас окружают не ангелы, нет Падшие духи. И связываться с ними не стоит. "Рассказы странника..." - это вещь очень неоднозначная и уж точно не относится к числу книг, рекомендуемых к последованию. Вот труды свт. Игнатия Брянчанинова - да, там все ловушки разоблачены.

"мы чувствуем себя бессильными без помощи благодати, но без приложения наших 3% свободной воли благодать бессильна нас спасти!"
Да, однозначно. "Бог спасает нас не без нас". ))

Reply

greenadine August 30 2013, 10:22:01 UTC
Отправляю в двух частях, поскольку коммент ограничен 4300 знаками.

Спасибо за подробный ответ!
Я не совсем поняла два момента в вашем послании:

1. "Медитация буддистского или индуистского типа - открывание собственной души постороннему воздействию."

Вот это я не поняла, почему это открывание постороннему воздействию? Настоящая медитация и есть общение с высшим началом в нас, которое многие называют Бог. Или вы про коллективные трансовые состояния? Я совсем не про них.

2. Вы пишете, что "Религия - это не набор "инструментов для самоулучшения", даже если внешне имеются какие-то моменты, истолковать которые можно было бы как психологические методики."

Ну, я вообще-то писала не о какой-то религии, а о духовном пути, который и заключается в самоулучшении, до тех пор, пока не будет достигнуто духовное совершенство. Психологические методики ограничены горизонтальным планом, если можно так выразиться, и без вертикального духовного измерения выхода из страданий нет.

Насчёт гордыни, это, безусловно, проявление эго и ловушка на духовном пути, поэтому и стоит изучать то, как эго устроено, чтобы научиться его разоблачать. И помощь опытного духовного наставника или хотя бы спутников, знающих устройство человеческой психики (в широком смысле, включая духовную часть), чтобы послужить неискажающим зеркалом, с любовью показав нам "бревно в нашем глазу", которого мы сами не видим, в этом деле неоценима. Конечно, нас окружают не ангелы, а люди, отождествлённые с эго в подавляющем своем большинстве, поэтому надо быть готовыми ко всему. Но бывают и истинные наставники, которые, впрочем, редки, как колодец в пустыне, если продолжать Вашу метафору.

To be continued...

Reply

greenadine August 30 2013, 10:22:19 UTC
Часть 2

Что касается общечеловеческих ценностей, это те качества, которые можно наблюдать у тех, кто достиг духовного совершенства, в любой традиции. Конечно, мы можем судить только снаружи, но эти качества проявляются во всех поступках и словах, буквально во всем: в том, как человек ходит, закрывает дверь, ест, разговаривает... и при определённом опыте можно распознать, с кем мы имеем дело.
Вот эти качества:
- мир на душе, глубокий покой, полное отсутствие страха, в том числе страха смерти
- открытость, доброжелательность
- глубокое всеобщее сострадание, безусловное принятие, бескорыстная любовь (логично следующая из глубокого всестороннего понимания устройства человеческой души, того, что она находится в процессе развития, для которого требуется время, и что большинство отождествленно с эго, не осознавая этого, и поэтому страдают, а также из того, что для таких просветлённых людей нет границы между ними и другими)
- глубокая радость, независимая от внешних обстоятельств, и удовлетворение тем, что есть, какой бы ни была ситуация. Это не мешает действовать, когда нужно, так, как требует ситуация, чтобы помощь других существам.
- отсутствие личных желаний. Этот человек един с Богом, который удовлетворяет все желания, чего ещё можно желать?
- альтруизм, самоотречение (настоящее, не психопатологическое, при котором у человека есть ожидания) - это самоотречение проявляется, в частности, во внимании к другим даже тогда, когда сам человек может физически страдать - он не замыкается в этом страдании, а преодолевает его, забывая о себе.
- полное отсутствие обычных психопатологий, которых вот неполный список: осуждение, гнев и разные его степени вроде раздражения, зависть, ревность, страх, чувство вины, гордыня, суетливость, разочарование, грусть, чувство превосходства, чувство неполноценности...

Рядом с таким человеком чувствуешь себя в полной безопасности!

А что Вас смущает в рассказах странника? Для меня там главное, чему стоит следовать, независимо от традиции - искренность, горячность в преследовании высшей духовной цели - слияния с Божественным, набожность и смиренность.

Что касается представления об "одной вершине", это результат многолетних изучений разных текстов, и размышлений, можно более подробно поговорить, если интересно. Я согласна с Вами в том, что "совсем не факт, что все бредут в одну сторону" - я писала только о тех, кто искренне находится на духовном пути (в любой традиции), а таких людей меньшинство! Блуждания остальных, действительно, бесцельны... хоть и способствуют постепенному созреванию души, но как же долго и мучительно, с какими страданиями это происходит, пока человек не открылся для духовных ценностей!...

Про христианство, если Вам интересно, и если Вы читаете по-английски или по-французски, вот эта книга даёт почувствовать, на что было похоже на самом деле присшествие Христа, до того, как люди сделали из его учения религию. Религии создаются эго в своих корыстных интересах, и при этом исходные послания искажаются...

Reply

izumamochka September 15 2013, 12:19:02 UTC
Прости, не в порядке критики, но в попытке разобраться, цитирую тебя: "стать святым можно в любой традиции и в любую эпоху, главное - искренность, горячность сердца в стремлении к этой цели!" - цель "стать святым"?! Что/кто диктует нам подобную цель, уж не Эго ли это пресловутое? Воистину "язык мой - враг мой", даже если иметь в виду не язык во рту, а язык русский :-), ведь не только в общении с людьми мы используем конкретный язык, но и в мыслях своих. Что мыслим мы как цель наших духовных трудов? Определимся?! И вот еще одно: "горячность сердца" - вероятно, не лучший советник в борьбе с властью бессознательного над нашим поведением, как считаешь?

Reply

greenadine September 15 2013, 13:14:32 UTC
Дорогая мамочка, спасибо за попытку разобраться!

Эго совсем не хочет стать святым! Это ему не на руку :-)
Посвящение своей жизни Богу предполагает отказ от всего, к чему эго привязано и за что держится рукаим и ногами: отказ от личных желаний, предпочтений, оценочных суждений, наслаждения объектами чувств, всего, что связано с понятием "я" и "моё".
Ну разве что в начале духовного пути эго может заинтересоваться, поскольку ему кажется, что этот путь поможет ему прославиться (ловушка гордыни), но когда начинаются настоящие испытания, то тут уже приходится выбирать, что для нас важнее - свой личный комфорт или Истина. Если повезёт встретить настоящего наставника, не потворствующего, не потакающего эгу (просклоняю это слово для ясности), то он (наставник) поможет увидеть и разоблачить его (эго). Это далеко не всегда просто и приятно, особенно первый раз! Но искренний искатель готов на это.

По поводу определения цели, предлагаю прочитать вот этот небольшой текст как один из возможных ответов на вопрос, что такое жизнь святого:
http://chidananda-ru.livejournal.com/779.html

Вот ещё другой взгляд, из православной традиции:
http://elchaninov.livejournal.com/1590732.html
http://elchaninov.livejournal.com/1521910.html
http://elchaninov.livejournal.com/1502958.html

Ещё где-то была цитата его же, кажется, но не могу найти, про то, что надо нацеливаться на святость, чтобы достигнуть хотя бы праведности, поскольку если вообще не иметь цели, то погрязнем в грехе (это христианская терминология, я бы понятие греха заменила "полным отождествлением с эго").

Другой вариант, более простыми словами: это человек, живущий в состоянии любви к ближнему, независимо от того, что этот ближний думает, говорит и делает; в состоянии покоя и умиротворения, глубокой радости, слияния с божественным. У него практически нет мыслей, но он - само Сознание и Мудрость. Он освободился от ложного отождествления с эго, а потому - от эмоций и разнообразных психопатологий типа ревности, зависти, обид, раздражения, чувства вины и т.д. Он познал суть вещей, он знает себя и других. Он полностью удовлетворён, независимо от внешних обстоятельств. Он живёт в модусе "быть", а не в модусах "иметь", "казаться" и "делать". Он в мире, но не от мира.
Заметь, что в этом определении нигде не фигурирует никакая особая духовная традиция - оно универсально.

"Горячность сердца" - попытка выразить то, что ощущается (внутри и снаружи) как сильнейшее стремление познать истину. Это ещё можно описать как глубокую искренность, рвение, идущее из глубины души. В известных тебе "Рассказах странника...", мне кажется, чувствуется такая искренность.
По поводу святости, просто так святыми не становятся: мы слишком ленивы :-)
Обычно приближаются или достигают святости те, кто на себе познал глубину страданий и благодаря им излечился (в большой стрепени) от привязанности к мирскому. Это предполагает определённую зрелость, готовность.
Жизнь святого посвящена служению другим, и для эго там нет места.

Не уверена, что внесла ясности, но старалась, как могла :-)

Reply


Leave a comment

Up