Опишу некоторые детали
воскресных ролевых игр. Всем учителям бы такой тренинг!
2 участника (из 12) пришли с ситуациями, которые они бы хотели проиграть. Каждый из них занимал место ведущего и объяснил ситуацию и свою проблему, мы обсудили, кто будет играть какого персонажа и когда заканчивается игра.
1. Ф. - учительница немецкого в старших классах. Она попросила проиграть ситуацию, когда ученики заявляют ей, что им неинтересно, и что немецкий им не нужен, и что на других занятиях лучше, болтают между собой и отказываются пересаживаться или давать дневник, занятие практически срывается, успеваемость низкая. Через месяц Ф. предстоит экзамен для того, чтобы ей разрешили сменить деятельность и преподавать ученикам со слабым зрением (эту цель Ф. определила сама и ее это, вроде, интересует больше немецкого). Причину выяснили быстро: сама Ф. потеряла мотивацию к занятиям.
Ф. играла саму себя, мы распределили роли скучающего, наглого и т.д. учеников.
3 раунда игры. Перед началом минутная "медитация", чтобы войти в настроение, не смеяться, играть правильно и действительно помочь Ф.
1-й: Ф. воспроизводит ситуацию, где класс неуправляем, мы задаем жару, занятие срывается, всё плохо.
Пауза, анализ. Ведущая (К.) говорит о необходимости выполнять обещанное и не идти на попятный (наказания), о справедливости (были разные наказания за одинаковое поведение для двух учеников), о том, чтобы - главное - не пускаться в оправдания, зачем им нужен немецкий, потому что это пропасть, а просто сказать: "Вы здесь, чтобы заниматься, я не прошу вас любить немецкий, я прошу вас открыть тетрадь и записать/прочитать". Долго обсуждаем множество деталей, кто что почувствовал. В., например, не осмеливался поднять глаза на учительницу и от тяжелой атмосферы ему хотелось выпрыгнуть в окно (озвучили, что ученику невыносимо наблюдать учителя, не справляющегося с ситуацией, он думает, что не хотел бы быть на его месте - как ребенок со "слабым" родителем!). Он боялся, что его вызовут (хотя это игра, и он раньше учил немецкий!). Я почувствовала себя подлизой, просто правильно отвечая на вопрос учительницы по-немецки (тогда как мои товарищи отвечать отказывались, говоря, что ничего не понимают - что было правдой).
2-й раунд: роль учительницы играет К. (в жизни тоже учитель немецкого). Она пресекает учеников гораздо лучше, находит, что ответить, не вступает в дискуссии и ей удается провести несколько минут занятия, следуя плану урока.
Опять обсуждение. С. замечает, что можно сказать: "Нам вместе предстоит провести учебный год. Мы можем устроить себе и друг другу настоящий ад, а можем провести вместе приятный год. От вас тоже зависит, каким он будет".
3-й раунд: опять Ф. играет саму себя. Заметное улучшение (хотя ей так не кажется). 2-е учеников опаздывают - она их отсылает за разрешением войти. Обсуждаем, в частности, ситуацию ученицы, которую пересадили: надо, чтобы она не чувствовала себя исключенной, надо постепенно снова включить ее в занятие.
Ф. по просьбе ведущей подводит итог игры: не начинать оправданий, укорачивать дискуссии (во время них остальные ученики скучают и распускаются), улыбаться, чувствовать себя уверенно, забрать власть у ученицы, которой она ее отдала в начале года, найти интересный подход к материалу (пишу по памяти, наверняка забыла что-то).
2я игра. Н., учитель английского, вводит нас в ситуацию: ее коллега А. в прошлом году совершила попытку самоубийства, лечилась, в школе приняли массу мер, чтобы ей помочь, она занимается эмоциональным шантажем, пользуясь своей ситуацией, перекладывает свою ответственность на других. 2 учебных кабинета на троих, один из них Н. обустроила под себя, у А. "свой" кабинет, в котором Н. и К. тоже занимаются. Как только они пытаются сдвинуть мебель, А. всё возвращает на свое место, не принимает никаких компромиссов. Сдвигать мебель перед каждый уроком неудобно. И т.д. Н. не решается занять свое место, чувствует вину, страх и неудобство.
Н. описала 2 конкретных ситуации.
1. Она проходит на перемене в комнату для курения, где А. с К. перекуривают (она сама не курит) и пытается назначить с ними собрание, чтобы договориться о заданиях для тренировочного экзамена. Н. не удается назначить дату, А. вообще не хочет проводит собрание.
Проигрываем. Я играю А., "курим". Когда Н. пытается добиться от меня ответа, всё кажется мне жутко сложным, я не знаю, что отвечать, не всё понимаю из того, что она говорит, чувствую себя не в своей тарелке. В итоге мы договариваемся на том, что она пришлет мне мейл с описанием ее предложения заданий, и я посмотрю и отвечу, согласна ли я.
Старая мораль: имея дело с некомпетентными людьми, от которых вы в чём-то зависите, предлагайте им решение. Да, приходится частично делать за них их работу (покуда вы от них зависите). Но отношения сохраняются и вам не мешают.
2. Было назначено собрание с дирекотором и коллегами на 13.00, А. хотела пораньше уйти и переназначила на 12.20 в присутствии Н. и К., потому что лично ей так удобнее. Н. не решилась настоять на прежней дате, не всех участников предупредили, некоторые специально оставались с 10 утра, собрание наполовину сорвано, народ недоволен, Н. сердится на себя.
Я опять играю А., настаивая на 12.20. Проигрываем два раза, первый у Н. не получается, второй раз она используает множество аргументов, пока не догадывается сказать: "Если хочешь изменить время, то договаривайся с директором, а пока он не изменил время и не предупредил всех, для меня собрание в 13.00".