Индия начала переговоры с США по вопросу сотрудничества в сфере передачи технологий строительства авианосцев. Первое заседание совместной индийско-американской рабочей группы состоялось в США в период с 12 по 14 августа.
Индийскую делегацию, которая посетила верфь в Ньюпорт-Ньюс, где строится атомный многоцелевой авианосец следующего поколения CVN-78 «Джеральд Р.Форд», возглавил командующий Западным военно-морским командованием вице-адмирал Суриндер Пал Сингх Чема (Surinder Pal Singh Cheema).
В январе этого года ВМС США и Индии сформировали совместную рабочую группу, в состав которой вошли инженеры и технические специалисты, задачей которой является развитие сотрудничества в области технологий, использующихся на авианосцах.
В июне этого года представители ВМС Индии и США договорились детально обсудить облик и проект строительства перспективного национального индийского авианосца IAC-II (Indigenous Aircraft Carrier-II). Переговоры в рамках обсуждения индийского проекта с американской стороны возглавляет глава офиса проектирования авианесущих платформ ВМС США контр-адмирал Том Мур. По его словам, переговорный процесс пока находится на начальной стадии.
Со своей стороны, Индия уже начала предварительные работы по проекту создания перспективного национального авианосца IAC-II и вложила 5 млн. долл. на ранней стадии проектирования 65000-тонного корабля. Согласно текущим планам, авианосец «Вишал» будет гораздо более сложным проектом, чем первый 40000-тонный национальный авианосец «Викрант».
В связи с усложнением проекта, индийские разработчики столкнулись с проблемами, требующими помощи иностранных специалистов. В частности, индийская сторона проявила интерес к электромагнитной катапульте EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) компании «Дженерал атомикс», которая устанавливается на авианосце CVN-78 «Джеральд Форд» ВМС США.
США предлагают поставить Индии катапульты EMALS в рамках объявленной ранее инициативы DTTI (Defence Trade and Technology Initiative), которая предусматривает передачу Индии 17 ключевых технологий для совместной разработки и производства ВиВТ. Данный аспект обсуждался в ходе визита в Индию в июне министра обороны США Эштона Картера.
США являются не единственной страной, с которой ведутся переговоры по строительству перспективного авианосца. В середине июля командование ВМС Индии направило нескольким зарубежным компаниям запросы с целью получения информации о возможности оказания помощи в проектировании нового 65000-тонного авианосца. Срок подачи предоставления ответов истек 22 июля.
Запросы о предложениях были направлены 15 июля четырем компаниям: «БАе системз», DCNS, «Локхид Мартин» и «Рособоронэкспорт». Документ предполагал, что эти компании в течение недели направят ВМС Индии технические и стоимостные предложения в рамках проекта строительства второго национального авианосца IAC-2.
Представитель «БАе системз» 17 июля в Нью-Дели подтвердил получение запроса. Запрос был подготовлен вслед за принятым Министерством обороны 13 мая решением о выделении 300 млн. рупий (4,83 млн. долл.) для начала работ над концепцией IAC-2 «Вишал». Согласно запросу, авианосец IAC-2 будет представлять собой корабль типа CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), на котором взлет самолетов обеспечивается при помощи катапульты, а посадка выполняется на аэрофинишер. Длина «Вишала» составит около 300 м, водоизмещение - 65000 т. В состав авиагруппы должны войти 35 истребителей и 20 вертолетов.
Хотя в запросе указано, что максимальная скорость авианосца должна составлять около 30 узлов, он не определяет тип главной энергетической установки (ядерный реактор, дизельная или газотурбинная). ВМС предлагают претендентам высказать свои рекомендации на этот счет, как и в отношении типа боевых самолетов для авиагруппы.
В качестве опции запрос предусматривает возможность оснащения IAC-2 разработанной американской «Дженерал атомикс» электромагнитной системой запуска самолетов EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System).
По оценке директората проектирования ВМС Индии (Directorate of Naval Design - DND), установка EMALS позволит использовать на борту IAC-2 более тяжелые истребители, чем МиГ-29K, а также самолеты дальнего радиолокационного обнаружения управления и ударные беспилотные летательные аппараты. В настоящее время в ВМС проводится оценка платформ, которые могут применяться на борту IAC-2.
На борту 44750-тонного авианосца «Викрамадитья», который был передан ВМС Индии в январе 2014 года, размещаются 20 истребителей МиГ-29K. Столько же самолетов входит в авиагруппу первого 40000-тонного национального авианосца «Викрант», который строится на верфи «Кочин шипъярд» в рамках «Проекта 71». Принятие «Викрант» на вооружение запланировано на 2018 год. В целом до настоящего времени ВМС Индии заказали 45 самолетов МиГ-29K на сумму 2,8 млрд. долл., поставки которых будут завершены в 2016-2017 ф.г.
Сейчас в Министерстве обороны Индии ведется активная дискуссия в отношении предложенной для IAC-2 конфигурации CATOBAR, которая радикально отличается от применявшейся более пяти десятилетий конфигурации STOBAR, когда взлет самолетов осуществляется с укороченным разбегом и использованием носового трамплина, а посадка - на аэрофинишер.
По оценке руководства DND, на разработку детального проекта IAC-2, определение верфи, где он будет построен, и реконструкцию ее инфраструктуры для строительства корабля столь большого водоизмещения потребуется 6-7 лет.