Серьезные экономические трудности заставляют власти Беларуси снимать с вооружения и продавать за рубеж боевую технику для финансирования текущих нужд армии.
Александр Лукашенко заявил, что необходимо по-хозяйски отнестись к имеющимся в армии излишкам продукции военного назначения, «которые нам в принципе не нужны в связи с тем, что идет модернизация вооруженных сил».
Это прозвучало на совещании о дальнейших направлениях строительства и развития вооруженных сил 20 августа. Продать излишки велено оперативно, «пока эта продукция не устарела и нужна кому-то», но «не нарушая международных обязательств».
Между тем анализ показывает, что торговать белорусскому войску особо нечем. Золотые времена массовых распродаж гигантских арсеналов Краснознаменного Белорусского военного округа прошли безвозвратно. Остатки ходового товара невелики и требуют значительных затрат на приведение в презентабельный вид. Но даже при тщательной предпродажной подготовке трудно ожидать сколько-нибудь значительных объемов выручки от морально и физически устаревшего оружия. Сегодня даже небогатые развивающиеся страны претендуют на приобретение современных его образцов.
Более-менее существенные суммы выручки может принести разве что реализация выводимой из эксплуатации авиационной техники. Остальное военное имущество стоит сущие пустяки: суеты и затрат по его продаже будет много, а доход - грошовый.
Но даже если распродавать более-менее годные боевые самолеты, их покупателями, скорее всего, станут наиболее одиозные режимы третьего мира, финансовое положение которых не позволяет считать их надежными клиентами.
В данном контексте в первую очередь, очевидно, следует упомянуть фронтовые бомбардировщики Су-24, о снятии которых с вооружения ВВС и войск ПВО сообщил 21 февраля 2012 года министр обороны Юрий Жадобин. Из его слов следовало, что главной причиной стало значительное исчерпание летного ресурса этих машин как по планеру, так и по двигателю. (Первый полет Су-24 совершил в 1970 году, на вооружение официально принят в 1975 году.)
Белорусский военный округ получил Су-24 раньше других в Советской армии, и степень их износа к концу 2011 года оказалась весьма значительной. А затраты на поддержание летной готовности Су-24 стали неоправданно большими. Расчеты показали, что экономически целесообразнее вообще отказаться от эксплуатации еще остающихся в строю машин.
По данным зарубежных источников, на конец 2011 года на вооружении войск ПВО и ВВС Беларуси находилось таких 35 самолетов из 42 доставшихся при распаде СССР. Отметим, что за Су-24 практически с самого начала его эксплуатации в советских ВВС закрепилась «слава» достаточно сложной в пилотировании машины с высоким уровнем аварийности: число летных происшествий с ее участием исчисляется десятками. Только в ВВС России с 2000 года по настоящее время разбилось 16 самолетов Су-24/24М.
Не исключено, что изначально присущие этой машине конструктивные недостатки усугубились по мере физического износа узлов и агрегатов, став основной причиной нарастающего числа летных происшествий. И тем не менее, даже после всех этих ЧП в России не стали в пожарном порядке снимать все Су-24 с вооружения. Они будут выводиться из эксплуатации по мере поступления взамен новейших Су-34, и завершение процесса обновления парка фронтовых бомбардировщиков в российских ВВС ожидается только к 2020 году.
А вот в Беларуси почему-то очень спешат, несмотря на гораздо более благоприятную статистику эксплуатации Су-24 (катастроф с этими машинами не зафиксировано). Это дало экспертам повод сделать предположение, что решающую роль в снятии этих бомбардировщиков с вооружения сыграл не технический, а денежный фактор. Ведь прогрессирующая нехватка средств для содержания армии в связи с экономическими трудностями - секрет полишинеля.
И не исключено, что сэкономить на военных расходах было решено, в том числе, и за счет вывода из эксплуатации бомбардировщиков Су-24. К тому же сами эти самолеты можно немного подновить и продать еще более бедным (и поэтому не очень привередливым) партнерам.
Другое дело, что снятие Су-24 с вооружения резко снижает возможности белорусских ВВС по поражению наземных целей. Как-никак, каждый такой самолет несет до 7 тонн боевой нагрузки. Недаром в НАТО Су-24 прозвали «грузовиком с бомбами».
К существенному снижению боевого потенциала белорусской военной авиации (только в этом случае - по перехвату воздушных целей) приведет и снятие с вооружения тяжелых истребителей Су-27. Анонимная информация о выводе из боевого состава авиации вооруженных сил Беларуси 14 истребителей Су-27 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах появилась в независимых СМИ в конце прошлого года. И хотя официального подтверждения этого сообщения не последовало, агентство БелаПАН со ссылкой на пресс-службу Минобороны страны сообщило, что с 1 декабря 2012 года белорусские Су-27 не летают.
Источники агентства пояснили: истребители находятся в эксплуатации более 25 лет, выработали свой ресурс, и их дальнейшее использование противоречит принципам обеспечения безопасности полетов. При этом источники ссылаются на мнение специалистов, включая представителей Объединенной авиастроительной корпорации Сухого, о том, что дальнейшая модернизация Су-27 нецелесообразна.
Несмотря на это, ряд экспертов считают Су-27 товаром за который можно получить весьма приличные деньги на мировом рынке оружия после капремонта и модернизации на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах. Конечно затраты будут немалыми. Но в итоге, в зависимости от глубины модернизации, за каждый Су-27 можно будет выручить до 5-7 млн. долларов. (Су-24, эксплуатационный ресурс которых ближе к исчерпанию, придется продавать гораздо дешевле.) Эти расчеты могут служить дополнительным аргументом в пользу финансовой, а не технической версии вывода этих боевых самолетов из эксплуатации.
Более того, часть из них, возможно, уже продана. Как сообщил 18 августа ряд интернет-изданий со ссылкой на алжирский блог secret-difa3, около десяти белорусских бомбардировщиков Су-24 были замечены в Судане на авиабазе Вади Сайидна возле города Омдурман. Причем вместе с белорусскими наземным персоналом и летными экипажами. Подтверждения этой информации из независимых источников нет.
В публикациях же говорится, что появление Су-24 на вооружении Хартума придаст тамошним военно-воздушным силам значительную огневую мощь, что позволит Судану наносить удары по целям в глубине противника в случае конфликтов с любым из соседей.
Нетрудно заметить, что содержание этих сообщений кардинально разнится с приведенной выше информацией из белорусского военного ведомства о близком к катастрофическому техническом состоянии этих боевых машин. Так что либо краски были сгущены, либо Минск продал доверчивым африканцам летающие гробы. А еще весьма вероятно, что скоро мы прочтем на одном из сайтов новости об успешных полетах в какой-нибудь далекой стране списанных белорусских Су-27.