В Южном Судане начинается гражданская война. Причины для Африки традиционны: нежелание элит делиться доходами от разграбления страны и племенная разобщенность. Серьезных оснований не вступать в смертельную схватку у противоборствующих сторон нет, поэтому жестокий и продолжительный конфликт представляется почти неизбежным.
Отделение черного Южного Судана от арабского Судана и создание там образцово-показательного демократического африканского государства было одним из любимых проектов международного сообщества.
Хартум вполне справедливо ругали за расизм, религиозную нетерпимость, насильственную арабизацию, правовой беспредел, авторитаризм, хищническое выкачивание нефти из южных регионов страны, коррупцию и прочие черты типичной восточной деспотии. По общему мнению, избавление от тирании жестокого северного диктатора Омара аль-Башира (кстати, разыскиваемого за военные преступления) открыло бы южанам путь к более или менее сносной жизни. Президент США Барак Обама пошел еще дальше, посулив "мирное и процветающее будущее для всего южносуданского народа".
Надо сказать, что Обама несколько ошибся в прогнозах. То, что происходило в Южном Судане после провозглашения независимости в 2011 году, миром и процветанием не назовет даже самый убежденный оптимист. С процветанием для всего народа с самого начала не задалось. Единственный конкурентоспособный южносуданский товар на мировом рынке - это сырая нефть. А единственный способ доставить ее покупателям - нефтепровод, проходящий через Судан к Красному морю. Как поясняли власти в Джубе, Омар аль-Башир заломил такие цены на прокачку нефти, что продавать ее стало невыгодно. Сам суданский диктатор, к слову, делал все возможное, чтобы укрепить свою дурную репутацию среди бывших сограждан: например, его авиация периодически бомбила нефтепромыслы южан. В результате быстро разбогатеть на продаже нефти Южному Судану не удалось.
Омар аль-Башир
Несмотря на вынужденное снятие "сырьевого проклятья", другие сферы экономики новорожденной страны быстро развиваться также не стали. Но в этом виноват уже не столько старый правитель, сколько новые - они развели в стране ужасающую коррупцию. Инвестициям препятствует и своеобразное понимание права собственности в Южном Судане. Например, скотоводы, кочующие с пастбища на пастбище в долине Нила, не брезгуют возможностью увеличить свое стадо за счет встречающихся на пути коллег. Интересная деталь: отъем коров и быков осуществляется дедовскими, можно сказать, способами - с помощью луков, стрел, мечей и копий.
С миром, на который надеялся американский президент, получилось еще хуже. Многочисленные повстанческие группировки, боровшиеся против суданских войск, быстро переквалифицировались в банды, ведущие либо оседлый образ жизни (терроризируя местное население), либо кочевой (устраивая набеги на оседлых сограждан). На фоне слабости центральной власти и полного беззакония в отдаленных районах страны расцвела работорговля. Армейские подразделения, направляемые на разгон этих банд, к неудовольствию местных жителей, зачастую сами с усердием грабят сограждан.
Но беззаконие, коррупция и авторитаризм - это еще не главные проблемы самой молодой страны мира. Наибольшую опасность для Южного Судана представляет глубоко укоренившаяся взаимная ненависть между главными этническими группами - динка (примерно 15 процентов населения) и нуер (10 процентов). Надо отметить, что цифры, конечно, очень приблизительные, так как никто точно не знает, каково население страны в принципе.
История отношений между динка и нуер изобилует случаями обоюдных массовых убийств. Даже во время войны против Хартума в редкие минуты отдыха представители двух народностей резали друг друга, а также всех прочих, кто под руку подвернется. Собственно, многие грабежи, убийства и угоны скота в "мирное время" проводились по этническому принципу. В западной прессе не очень любят упоминать об этом, но динка и нуер испытывают друг к другу примерно те же чувства, что и сербы с хорватами во время балканских войн в 1990-е. В Южном Судане это означает вялотекущее этнически мотивированное насилие.
Демонстрация по случаю объявления независимости Южного Судана в 2011 году
От окончательного сползания страны в гражданскую войну Южный Судан спасали три фактора: наличие общего врага (Судана), относительно справедливое распределение постов в правительстве между представителями обеих народностей и то обстоятельство, что даже вместе они едва дотягивают до четверти общего населения страны. Приблизительно 75 процентов населения - это представители других племен, а всего в Южном Судане только различных наречий более 60.
Однако в 2013 году ситуация начала быстро меняться. Во-первых, Хартум и Джуба договорились о холодном мире. Никакой дружбы между ними, разумеется, как не было, так и нет, но и боевых действий они уже не ведут. Во-вторых, президент Салва Киир (динка) уволил вице-президента Риека Мачара (нуер), а также очистил все органы власти от представителей других племен. Это, кстати, среди местных наблюдателей породило термин "динкакратия". Ну и в-третьих, на фоне изгнания из правительства всех не-динка, нуер начали консолидировать вокруг себя другие народности, недовольные засильем динка. Таким образом, все ингредиенты для начала гражданской войны были подготовлены.
И она не заставила себя долго ждать. На прошлой неделе в Джубе произошел ночной бой, который президент Киир объявил неудавшейся попыткой государственного переворота. В главные заговорщики он предсказуемо записал Мачара и его людей, лишенных власти президентскими перестановками в правительстве. Бывший вице-президент успел сбежать из столицы, но некоторым его соратникам повезло меньше: как минимум 11 бывших чиновников из племени нуер были арестованы.
Еще хуже пришлось простым представителям этого племени, проживающим в столице. По свидетельствам очевидцев, правительственные силы начали проводить зачистки, сотнями убивая "заговорщиков". В расположенные в столице лагеря беженцев хлынули тысячи людей, опасающихся за свою жизнь.
Тем временем в штате Джонглий (бастионе нуер) начались аналогичные процессы. Только жертвами там стали уже представители народа динка. Силы, верные Мачару, захватили главный город штата - Бор, где незамедлительно начались этнические чистки. Кстати, представителей народа динка нуер вычисляют по двум признакам: особенностями произношения (языки у них схожи) и высокому росту. Динка считаются самыми высокорослыми людьми на планете.
На фоне начавшегося мятежа активизировались и другие вооруженные группировки, которыми Южный Судан изобилует со времен войны за независимость. Мировые лидеры призывают стороны воздержаться от насилия и решить возникшие проблемы за столом переговоров, однако их, конечно, никто не слушает. Динка, нуер и прочие полностью заняты взаимным уничтожением. Отвлекаются они лишь на обстрел вертолетов ООН и американских конвертопланов, вывозящих из страны иностранцев. Ситуацию там можно описать одним словом: хаос.
Государственный департамент США, выступив с осуждением обстрела своего конвертоплана, столкнулся с неожиданной проблемой: не очень ясно, кого именно осуждать. По стране сейчас кочует такое количество никому не подчиняющихся вооруженных людей, что понять, где, кто и за (против) кого, сейчас не представляется возможным.
Скорее всего, Южный Судан ждут крайне непростые времена. Победить друг друга динка и нуер не могут, а прекращать вражду и мириться они совсем не собираются. Конечно, им можно было бы тоже разделиться на две страны, но тогда процесс деления может стать необратимым. Дело может кончиться тем, что независимости потребует каждая из 60 народностей, населяющих Южный Судан. Никакого приемлемого выхода из складывающейся ситуации пока не видно.
Международное сообщество в некотором оцепенении смотрит на то, как проект создания мирной, процветающей, демократической африканской страны оборачивается своей полной противоположностью. В мире уже зазвучали голоса, призывающие ввести в Южный Судан иностранных миротворцев, пока там не началась резня, как в соседней ЦАР или еще хуже - как в Руанде в 1994 году. Как показывает многолетний опыт, африканские страны к югу от Сахары с большим трудом удерживаются от гражданской войны, будучи предоставленными сами себе.