О КамАЗах и Зеленой марке

Jan 17, 2011 13:24

КамАЗ" в десятый раз выиграл знаменитую гонку "Дакар". Это тем более хорошая новость, потому что российские спортсмены редко радуют нас триумфами такого масштаба. И хотя победы "КамАЗа" стали уже привычными, для автопроизводителя нет лучшей рекламы. Но приносят ли выгоду автогиганту престижные победы и бесплатная реклама по всему миру? Оказывается, переводить гоночные достижения на конвейер в Набережных Челнах пока не научились. Хотя финансовое положение завода прекрасное.



В воскресенье в Буэнос-Айресе состоялась церемония закрытия легендарного ралли-рейда "Дакар". Его победителем в классе грузовиков стал гонщик российской команды "КамАЗ-мастер" Владимир Чагин. Для Царя (так называют Чагина в пелотоне) эта победа стала уже седьмой в карьере. Он побил рекорд знаменитого чешского гонщика Карела Лопрайса. А для команды "КамАЗ-мастер" нынешняя победа стала десятой в истории. Что тоже является высшим достижением "Дакара" в самом тяжелом классе машин.

Путь Чагина к триумфу не был усыпан розами. Декабрьский коллапс в московских аэропортах поставил его участие в "Дакаре-2011" под сомнение. Из-за задержек рейсов российские экипажи прилетели в Буэнос-Айрес на "флажке" и едва успели пройти медицинскую и техническую комиссии. Но это было только начало испытаний.

На четырех стартовых этапах Владимир привычно захватил лидерство, однако после поломки колеса на пятый день гонки откатился на третье место. Между ним и вышедшим вперед Фирдаусом Кабировым вклинился чех Алеш Лопрайс (сын бывшего рекордсмена), взявший первые места на двух этапах и сильно разозливший россиян своими заявлениями о желании прервать гегемонию "КамАЗа" на "Дакаре".

Переломным для супермарафона оказался восьмой этап, на котором чешский пилот не смог добраться до вершины дюн, где располагались контрольные отметки, и был снят с гонки. Еще раньше сошел с дистанции из-за болей в спине еще один опасный конкурент камазовцев - Герардус де Рой из Голландии. Чагин же отыграл получасовое отставание, вновь возглавил ралли и не упустил его до финиша в столице Аргентины. В сумме он сумел выиграть семь этапов из 13 и удержал первую строчку в протоколе.

Кстати, второе, третье и четвертое время у его коллег Фирдауса Кабирова, Эдуарда Николаева и Ильгизара Мардеева. А высокий восьмой результат в нынешней гонке показал экипаж казахстанской команды "Астана", автомобиль которому предоставил "КамАЗ-мастер".

Но какое отношение к реальности имеют авто победителей ралли? Сегодняшний дакарский "КамАЗ" поставлен на шасси армейской полноприводной модели 4326. Хорошо известно, что очень многие привычные нам в легковых автомобилях вещи впервые устанавливались как экспериментальное оборудование на болиды "Формулы-1". Хотя бы зеркала заднего вида по бокам автомобиля.
Или карбоновые тормозные диски.

Но, как выясняется, перенести "в поле" хоть какие-то особенности гоночных грузовиков очень непросто. И главное - очень дорого. Ведь цена дакарских "КамАЗов" достигает одного миллиона долларов. Кроме шасси у армейского варианта модели 4326 и гоночного болида общего почти ничего нет.

Судите сами: у армейского вес с грузом составляет 11,6 тонны, у гоночного - 9,5 тонны. Мощность двигателя 225 л.с. - и 830 л.с. Дакарский монстр может лететь со скоростью 165 км/ч (и она еще искусственно ограничена из соображений безопасности). Зато такой двигатель и топлива потребляет немерено - за день на 100-200 литров солярки больше, чем моторы конкурентов. Поэтому и топливный бак на со скромными машине вмещает аж тысячу литров. Сравните 90 км/ч максимум у серийной машины и баками на 295 литров. Зато "обычный" КамАЗ-4326 стоит только 1,6 миллиона рублей.

- Ничего удивительного. У нас всегда единичные особи выходят хорошо, а наладить повседневную нормальную работу у менеджеров никогда не получалось, - говорит лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Перенести конструкторские решения, некоторые по крайней мере, можно. Но где взять людей, которые будут делать прекрасные машины изо дня в день? И доверия к продукции нет ни за рубежом, ни у наших покупателей.

Хотя все-таки можно предположить, что все потрясающие победы российских грузовиков на всемирно знаменитых гонках будут немедленно "запасаться" в стоимости бренда - этакой квинтэссенции положительного имиджа и народного обожания. Но, по последней оценке компании Interbrand, вся торговая марка "КамАЗ" стоит 79 миллионов долларов. Цифра не особо впечатляет (всего-то цена 79 гоночных "КамАЗов"), особенно если сравнить с другими. Так, одно только имя водки "Зеленая марка" тянет на 73 миллиона. А имя сотового оператора МТС стоит больше в сто раз - 7,8 миллиарда долларов.

Тем не менее сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев считает, что с помощью победы Кам-АЗ укрепит репутацию своего бренда как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
- Это довольно редкий пример для нашей страны. Потому что здесь мы эксплуатируем не сырьевые, так сказать, ценности, а технологии. Мы их видим воочию, и на фоне этого - успех! Таким же образом продвигают себя и производители моторных масел на гонках "Формулы-1".

Общий выпуск автомобилей и машинокомплектов для их сборки составил 34 тысячи. При этом в декабре объем производства превысил объемы декабря 2009 года уже в два раза. По предварительным подсчетам, доля КамАЗа на рынке России составляет около 50%.

Согласно стратегическому плану в 2015 году продажи должны вырасти до 67 тысяч машин, к 2020 году - до 100 тысяч. При этом доля поставок на экспорт составит 20% и 30% соответственно.

* * *

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Гоночная команда "КамАЗ" родилась 17 июля 1988 года в Набережных Челнах. В супермарафоне Париж-Дакар россияне дебютировали в 1990 году, а на следующий год экипаж Владимира Гольцова пришел к финишу вторым. В 1993 году на судьбе клуба едва не был по-ставлен крест. Сгорел завод двигателей ОАО "КамАЗ". Все заботы, кроме его восстановления, отошли на второй план. Пришлось искать спонсора, с тех пор команда носит название "КамАЗ-мастер". Всего же за 21 год участия в марафонах "Дакар" одержано 10 побед, 5 раз наши гонщики финишировали вторыми, один раз - третьими.

Газета «Известия»

КамАЗ, Зеленая марка

Previous post Next post
Up