Человечество и экосистемы могут получить шанс на выживание, потому что показатели рождаемости снижаются по всему миру.
Одни из самых неверных предсказаний в истории были сделаны теми, кто утверждал, что перенаселение разрушит нашу цивилизацию. Томас Мальтус, британский экономист 18 столетия, пожалуй, стал самым известным из этих людей. Экстраполируя тренды прошлого в будущее, он предсказывал, что рост населения должен привести к истощению пищевых ресурсов, что приведет к массовому голоду. Этого не случилось - мы продолжили развивать новые технологии, которые помогли кормить себя.
В 1968 году биолог из Стенфорда Пол Эрлих написал книгу
“Бомба населения”, которая предупреждала о некотролируемом росте популяции и о голоде в 1970х, который он должен принести. Он был так же неправ, как и Мальтус. Население планеты резко пошло вверх, но производство еды также увеличилось.
До сих пор, пророки перенаселения были биты технологиями. Но находчивость людей не сможет постоянно приносить победы в этой битве - в какой-то момент рост населения превзойдет возможности Земли кормить нас. Поэтому для того, чтобы наконец-то успокоить теории Мальтуса и Эльриха, нужен второй элемент - низкие уровни рождаемости. Чтобы спасти биосферу и себя, людям нужно рожать меньше детей.
Интересно, но это действительно происходит. Во времена Мальтуса люди часто заводили большие семьи, когда в среднем женщина рожала пятеро детей за свою жизнь. Но вскоре после выхода книги Эльриха, ситуация начала меняться:
Уровень рождаемости есть приблизительной величиной, которая базируется на количестве детей, рожденных людьми. Когда показатель опускается ниже 2.1, это значит, что население скоро стабилизируется и будет снижаться.
Мир сейчас как-раз приближается к этому магическому числу благодаря феномену, известному как
сдвиг рождаемости. В большинстве стран общая рождаемость падает с показателя в 6-7 детей до 1-2, и остается там. Когда меньшие семьи стают нормой, показатель уже не идет вверх. Существует несколько теорий, почему это происходит. Переход от сельского хозяйства к городской жизни означает, что семьям нужно меньше детей для помощи по хозяйству. Городская жизнь также увеличивает стоимость ухода за ребенком. Более высокие показатели образованности женщин, освобождающие их от гендерных стереотипов. Что более важно, все эти факторы не временны.
Другими словами, сдвиг рождаемости наверное символизирует окончательную победу над угрозой Мальтуса. Страны-гиганты вроде Китая и Индии играют особенно важную роль в этом процессе:
В то же время, по мере падения общей рождаемости, проблема перенаселения может касаться отдельных регионов. Если в некоторых областях люди будут продолжать иметь большие семьи, они когда-то перерастут возможности своей страны, и мировая рождаемость начнет опять идти вверх. Люди, обеспокоенные перенаселением, боятся того, что некоторые культуры всегда будут рожать много детей.
Пока эти страхи оказываются неоправданными. Десятилетие назад многие считали, что мусульманская культура со своим акцентом на традиционных гендерных ролях, будет опровергать сдвиг рождаемости. На самом деле рождаемость показатели в преимущественно мусульманских странах идут вниз. Иран, Саудовская Аравия, Бангладеш и Индонезия почти завершили этот переход, а Египет и Пакистан уже в пути:
Стоит отметить, что эти расчеты Мирового Банка даже слегка преувеличены. ЦРУ, которое также ведет статистику демографии, дает Пакистану показатель рождаемости всего в 2,62.
Поэтому последним временем внимание перешло к странам Африки южнее Сахары. С показателем рождаемости в 5 детей на каждую женщину, это единственный регион на планете, еще не совершивший переход на меньшие семьи. Но даже здесь проглядываются признаки перемен в части стран.
Нигерия, Эфиопия, Танзания и Демократическая Республика Конго до сих пор имеют очень высокие показатели рождаемости. Но если эти регионы пойдут по общей тенденции, глобальный триумф малых семей будет завершен.
К счастью, есть два тренда, указывающие на то, что Африка присоединится к остальному миру. Во-первых, существует сильная корреляция между рождаемостью и уровнем доходов. Когда страна проходит уровень в 5 тысяч долларов ВВП на душу населения, в ней почти никогда не бывает высокой рождаемости. Резкий рост в африканских странах говорит о том, что этот уровень будет достигнут на протяжении нескольких десятков лет. Также, сдвиг проходит намного быстрее, чем в прошлом. Великобритании понадобилось 95 лет, чтобы спуститься с уровня шести детей на каждую женщину до трех. Но в Ботсване это произошло за 24 года, в Бангладеш - за 20 лет, а в Иране - всего за 10.
Конечно же, низкие темпы рождаемости не смогут резко обезвредить бомбу перенаселения. Количество людей в стране продолжает расти годами после того, как молодые люди начинают иметь меньше детей - это называется популяционной инерцией. Поэтому, ООН продолжает прогнозировать, что глобальное население вырастет из сегодняшних 7,6 миллиардов до более 11 миллиардов до конца столетия:
В то же время, снижение рождаемости не означает победу над всеми демографическими проблемами. В следующие десятилетия Африка будет переполнена людьми, и многие из них захотят переехать в богатые страны со стареющим населением в поиске экономических возможностей или убегая от войны. Это миграционное давление станет деликатным вопросом для многих народов, как показала недавняя волна беженцев в Европе.
Но общая картина выглядит так, будто предсказания Мальтуса и Эльриха никогда не станут реальностью. В отличии от других животных видов, человек добровольно лимитирует свое размножение. Скорее всего, бомба перенаселения постепенно обезвреживается.
По материалам:
https://rodovid.me/climate_change/lyudi-rozhayut-menshe-detey-i-eto-horosho.html