Louvre : Les Choses - II

Feb 08, 2024 11:16

Вторая половинка фотографий с выставки. Ван Гог, «Комната Ван Гога в Арле», 1889. Картина известная, но я впервые узнал, что Ван Гог стремился к минимализму в своей комнате. Он считал, что его мозг и его воображение распаляются лишними предметами, украшениями. Я тут же вспомнил свою первую съёмную квартиру в Москве, куда я переехал с одной сумкой вещей (койка в общаге за мной оставалась). Я прожил там несколько месяцев, и мне очень нравилось, что я могу закрыть глаза и перечислить все предметы, которые там были (при этом это была двушка). С точностью до вилки или пары носков. Да и сейчас меня регулярно охватывает ощущение потери контроля при виде моря предметов в нашем доме :-)




При этом мне очень нравится вот этот «Мой интерьер, Париж. Натюрморт с будильником», Фуджита, 1921. При том, что в описании предыдущей картины кураторы называли идеальный для Ван Гога минимализм «японским» :-) Здесь же кураторы призывают увидеть очередную вариацию в духе Арчимбольдо - автопортрет художника. Сабо и очки задают общий план, после чего лампа действительно выглядит как нос, клетчатая салфетка как зубы в улыбке художника, а вся картина из реалистического интерьера превращается в кубистский портрет.



Чисто рифмой к слову «будильник»: Леже, «Будильник», 1914. Прекрасная картина: ты сначала видишь кубизм, человека, потом читаешь название - и начинаешь видеть будильник, потом присматриваешься, видишь настоящий будильник в правом нижнем углу - и понимаешь, что нет, это всё-таки человек. И контраст между «сохранившимся» будильником и «разваливающимся на кусочки» человеком становится осмысленным - так 110 лет назад уже казалось, что мир сходит с ума, что мы все постоянно куда-то бежим. Кураторы при этом добавляют, что сине-бело-красная гамма вкупе с датой написания картины однозначно отсылает к всеобщей мобилизации. Леже два года был на фронте, в том числе под Верденом.



Ещё одна картина, позволяющая отстранённо посмотреть на нынешнее (всегдашнее?) ощущение, что наш мир катится в тартарары. Ники де Сан-Фалль, без названия, 1959. Согласно кураторам, художница изображала невообразимую жестокость, охватившую тогда весь мир. Понятно, что у неё в голове бушевал настоящий океан (на её выставке мы были, и её по-человечески очень жалко), но лично у меня конец 1950-х никак не ассоциируется с каким-то ужасом-ужасом. Наверняка через 70 лет и наши внуки будут переспрашивать: 2020-е? А что, там было что-то такое особенное, о чём надо знать, да?



Эта картина (Гоген, «Мандолина и пионы», 1885) привлекла моё внимание скорее обратной стороной холста (была отдельно фотография) и историей: она находится в MNR, Musées nationaux récupération, о котором я люблю и читать и писать (off: последний выпуск à la trace был посвящён еврейской скульптроше Хане Орловой, которую тоже ограбили во время войны, и работы которой до сих пор ищут, находят, возвращают - выпуск закончился словами о её семье, 10 человек из которых попали под нападение Хамаса 7 октября, двое погибли). На момент выставки статус у этой картины был ещё не до конца определён, но в феврале 2023 года суд принял решение о возвращении картины наследникам Амбруаза Воллар, и в марте 2023 года картина была им возвращена.



Насколько же узнаваемый Боччони (его «Уникальные формы непрерывности в пространстве» мы видели 4 года назад в Лондоне, и каждый день на 20-центовой итальянской монетке), здесь «Развитие бутылки в пространстве», 1912. Вот чью выставку я бы с удовольствием посетил! Кстати, хорошая идея для стартапа: сервис, где можно подписаться на какого-то художника, и тебе будут приходить алерты, когда где-то в мире собираются провести его выставку. Как уже есть сервисы для VOD - ты можешь подписаться на фильм и получить алерт, когда его можно будет купить online.

Выставили фрагмент короткометражки Алана Рене про стирен, 1958. Видимо, это был какой-то заказ от Total сотоварищи, но Рене пригласил в фильм Раймона Кено (который, в частности, сделал «Упражнения в стиле»). Фильм называется «Le Chant du styrène», и я не уверен, что он полностью соответствовал ожиданиям заказчика :-)
Это не единственный фильм на выставке, там были ещё «Забриски Поинт» Антониони и «Сталкер» Тарковского. Очень хорошая выставка, я же говорю.

Meret Oppenheim, «Белка», 1969. Помимо очевидного сюрреализма кураторы видят в этом произведении насмешку над карикатурным мужчиной (фаллически вздёрнутый беличий хвост, пиво), в контексте конца 1960-х с его волной освобождения женщины.



Robert Filliou, «Оптимистическая коробка № 1», 1968. Внутри лежит булыжник. Надпись «Благодаря современному оружию мы больше не бросаем друг в друга камни» (в оригинале есть ещё отсылка в богу: Thank God for Modern Weapond / We don’t throw stones at each other any more). Вот, кстати, тоже художник, на новости о выставке которого я бы подписался!
Формой и настроением эта работа, конечно, напоминает кубики Герловиной.



Работа Пьеро Мандзони, о котором многие не только слышали, но и спорили, зачастую не зная его имени. И работы которого мало кто из споривших видел :-) Здесь было выставлено «Дыхание художника», 1960.



Узнаваемый и одновременно невероятный Миро, «Натюрморт со старым ботинком», 1937. Тоже, конечно, сложно смотреть на эту картину, немедленно не восстанавливая контекст: гражданская война в Испании, Миро убежал в Париж, и этот натюрморт смотрится как картина разрушения привычного мира, война, огонь, смерть.



Felix Gonzalez-Torres, «Welcome Back Heroes», 1991. Гора сваленных в углу жевательных резинок. Идеально, пишет автор, их должно быть 200 килограмм - здесь их явно нет, видимо, имеется в виду с резервом, потому что посетителям разрешается взять себе жвачку, и каждый день горка должна пополняться. Это, конечно же, напоминает раздачу шоколада в Помпиду. Но я жвачку люблю существенно меньше, чем шоколад, брать не стал :-)


louvre, art moderne, startup

Previous post Next post
Up