По пути в осенний лагерь остановились в Меце. Мы практически всегда в Германию ездим с ночёвкой - выезжаем в последний рабочий день вечером, ночуем в гостинице где-то ближе к границе, и потом уже едем на место. Осенний лагерь к нам чуть ближе Гамельна, поэтому есть лишние пара часов - в них помещается музей.
Всякий раз, когда вижу здание Помпиду-Мец, глаз не могу отвести. И вот эта charpente (деревянная несущая крышу структура - стропила?), и сама структура здания, состоящая как бы из нескольких гигантских контейнеров, брошенных друг на друга (слева внизу видно, как на уровне второго этажа выпирает один из них).
Выставка была типа «
По следам Арчимбольдо», со многими параллелями между старым и современным искусством, в основном сюрреализмом. Собственно, пара на следующих фотографиях: «Библиотекарь» Арчимбольдо и «Семья художника» де Кирико. Опять же, красивая иллюстрация того, за что лично я люблю современное искусство: за множество слоёв и богатство возможных интерпретаций. Понятно, что «семья» у де Кирико - это имитация бесконечных «Святых семейств» христианства. Тела, набитые античными руинами - кураторы пишут о том, что это 1926 год, в Италии уже фашисты, и они активно ведут раскопки всего, что только может в очередной раз показать исключительность итальянского народа в вопросах чистоты наследственности непосредственно он богов римлян. Почему руины в животах? Например, потому что разваливающиеся руины показывают именно внутренности (les entrailles) когда-то стоявшего здесь города. Ну и отсылка к Арчимбольдо, конечно же, в форме: составление фигуры человека из неодушевлённых предметов. Про «Библиотекаря» кураторы пишут разве только, что книги, сложенные в форме буквы «А», могут рассматриваться как подпись художника.
Красиво выставили расписанную в XIII веке крышу подсобного здания местной церкви. Обнаружили её, как обычно, случайно, во время ремонта в конце XIX века. Сюжет, пишут кураторы, не поддаётся прямой интерпретации :-)
Скульптуры Jan Švankmajer. Сложно фотографировать за витриной, но вот эта распиленная тушка справа состоит из
жеодов.
Прекрасный «Портрет отца» (Felix Gonzalez-Torres). Это 80 кг (примерный вес модели) мятных конфет. Потому что от общения с папой невозможно оторваться, и после него остаётся ощущение / послевкусие свежести. Форма у папы не постоянная (в зависимости от выставочного зала, конфеты могут насыпать горкой, или разложить ровным слоем по полу), ну так и папа не всё время в одной позе сидит. А то, что тела папиного (материальной его оболочки) не видно - ну так и конфеты тоже в прозрачных фантиках. Шах и мат :-)
Эпоха, когда в музеях были обязательны маски.
Слева - Натюрморт Cally Sppooner. Инверсия вечного и переменчивого. Груши на пьедестале настоящие, но каждые две дня их меняют на новые, свежие, таким образом они остаются вечными. Тогда как постамент на самом деле не из мрамора, а из мыла. Оливковое масло испаряется, постамент постепенно уменьшается, на нём появляются трещины, он очень быстро стареет.
Справа - «Розовый Нарцисс» Tim Noble и Sue Webster. Я зацепился, конечно же, за тень, которая немедленно напомнила мне
мой любимый портрет Муссолини. Только тут тень отбрасывает скульптура, составленная из слепков члена одного из авторов и пальцев другой. Видимо, что-то в этом сравнении есть, потому что когда я в Гамельне этого года сделал из бумаги портрет Муссолини, все спрашивали у меня, зачем я вырезал из бумаги член...
Hans-Peter Feldmann, полсотни картин, сложенных у стенки (стенка, равно как и пол - часть произведения). Это отголосок старой дискуссии о том, что лучше: картина или скульптура. Здесь уже перешли к следующему вопросу: что это - картина или скульптура?
Название выставки на 5-м этаже выглядит как список дел, из которых осталось только «не убий». Я помню, что когда мы добрались до 5-го этажа, выставка там оказалась о чём-то совершенно другом. Я рассказал о своей интерпретации находившейся в зале работнице музея, мы похихикали вместе. А о чём на самом деле была та выставка, уже и не важно :-)
Ещё раз прекрасная структура здания, теперь уже изнутри.
По контрасту со зданием музея, пара домов по пути к гостинице. Слева «Maison de la Métropole», выглядит один-в-один как фишка метрополии из игрушки «Колонисты». А справа - вот здесь мне реально интересно «что хотел сказать автор?» Это гильотина для зазевавшихся прохожих? Это спускающаяся решётка на случай штурма дома тяжёлой кавалерией? Что это?