scarlett_o_hara как-то напомнила мне об открывшемся в Париже
Музее Экономики, и мы с Анютой сходили туда. Наверное, профессиональная деформация - самые интересные истории мы явно уже слышали, а некоторые ещё и сами потом пересказывали :-) Поэтому ощущение от музея сложное: не могу сказать, что я получил от него огромное удовольствие, но при этом коллекция явно интересная. И при всём при этом я не совсем понимаю, на кого этот музей рассчитан - интересующиеся экономикой люди, наверное, давно уже всё это знают, а не интересующиеся заснут уже во втором зале. Разве только ловить тот самый момент, когда человек заинтересовался темой, но ещё не успел сделать из неё дело своей жизни? Или подписываться на этот музей и ходить туда каждые выходные, вчитываясь в каждый текст, залипая на каждом экране, как на приятном сериале.
Тем не менее, вагон и маленькая тележка с фотографиями. Здание музея - бывший особняк семьи Gaillard, конец XIX века. Что снаружи, что изнутри видно - денег было много (разбогатели на железных дорогах и банках).
В начале XX года здание перешло Французскому Центробанку. В это время там сделали зал с сейфами, примерно как
новые залы в Bourse de Commerce - просто отгородили бетонной стенкой некий объём внутри дома. Точнее даже, двойной стенкой, что-то вроде крепостной стены со рвом перед нею. И по этому рву, меж двух стен, ездила подвесная кабинка (на фотографии слева настоящая, над ней рельсы настоящие, за стеклом, куда уходят рельсы - тот самый «ров»; на фотографии справа - контроль сейфа в 1923 году). Кабинка ходила сначала на ручной тяге, потом её электрифицировали. Она могла подниматься и спускаться по всей высоте стены. Фантастика какая-то, стим-панк.
Фотография того самого тостера, который сделали с нуля (если кто не видел
оригинальную TED-презентацию) вместе с послужившим ему прототипом тостером из супермаркета.
Кастеты - часть стандартной формы инкассатора 1920-х. Вскоре заменили на револьверы.
В разделе истории денег куча разных примеров, от ракушек до каменных дисков. Я зацепился за «Гвоздь Виргинии» (слева). Оказывается, в начале XVII века у американских поселенцев это была чуть ли не самая востребованная вещь. Например, зарплату могли платить гвоздями. Переезжая, люди сжигали свой дом, чтобы собрать потраченные во время его строительства гвозди (затем появился закон, по которому правительство штата запрещало сжигать дома и гарантировало возмещение вложенных в дом гвоздей).
Справа - французские timbre-monnaie, дословно «марка-деньги». В начале 1920-х годов была проблема с мелкими монетами (я не совсем понял, почему), и частные фирмы (в этом случае Crédit Lyonnais) выпускали такие вот недо-деньги, вкладывая марку соответствующего номинала в алюминиевую оболочку. Официально это не деньги, но несколько лет они ходили достаточно широко.
Современное искусство, корова. Рядом сопроводительный текст о роли коров в развитии торговли - это была одна из первых стандартных мер ценности: купить что-то за две коровы, подарить кому-то 10 коров. Во французском языке, говорят, оказалась куча следов от той терминологии: capital от capita - голова, по которым считали коров (Alain Rey не согласен, он проводит этимологию capital от головы, но в смысле «главного», этот смысл дал «капитал» в случае займа денег - это главная сумма, по сравнению с процентами; попутно Рей говорит, что «капитал» и «капитан» однокоренные слова, а также французское chapître, которое на русский язык вообще переводится как «глава книги»), pécuniaire от pecus - стадо (Алан Рей согласно кивает), а также выражение «monnaie bœuf», которое не только я никогда не слышал, но и google о нём, кажется, не знает.
Отличный проект Made in France. На одной фотографии человек сфотографирован «в своей обычной среде обитания», а на другой из кадра убрали всё, что сделано заграницей. Там было несколько таких пар. Даже не знаю, за кого эти фотографии агитируют убедительнее: за хранителей суверенитета (до чего мы дошли? всё из Китая!) или за экономических либералов (вот к чему приведёт ограничение свободной торговли!)
Огромное количество каких-то интерактивных стендов, причём вполне толковых, на уровне простеньких компьютерных игрушек. Причём зачастую очень интересно сделали интерфейс - здесь, например, вместо горизонтального скролера мышкой ты катаешься тумбочкой по рельсам.
А здесь мы уже в зале банковских ячеек, на фотографии справа - ключи от них. Снимок 2000 года, ячейками пользовались до 2006.
Первая монета, имевшая реальное «международное» хождение - афинская тетрадрахма. На витрине настоящая монета (слева) и две имитации (Египет и Йемен). Пишут, что неспроста на греческой монете в 1€ нарисована эта сова.
Первая монета Юлия Цезаря, она не с профилем императора, а со слоном (власть), давящем змею (враги), 58 год до н.э. Монеты, кстати, очень интересно выставлены. В витрине они висят на горизонтальных стержнях, которые закреплены на вертикальных шарнирах. И кнопкой ты можешь «перелистывать» (на самом деле - переворачивать туда и обратно) монеты, чтобы рассмотреть их с обеих сторон. Интересно, как скоро эти моторчики сломаются? В Лувре уже который год не могут отремонтировать мотор для лупы на
одном мне нравящемся экспонате.
Современность. Все монетки евро (не все, конечно же) и золотой слиток, который можно потрогать руками (по случаю ковида не закрыли, но поставили рядом дезинфицирующий руки гель).