У Натана в школе проводили что-то типа дней профориентации. В пошлом году делали в игровой форме - дети типа строят «город будущего», они выбрали себе профессии, а учителя сделали для каждого ребёнка индивидуальные маршруты между разными родителями, чтобы дети могли познакомиться с профессиями, с которыми будущим им пришлось бы работать. Я, понятное дело, представлял актуариев - крайне востребованную профессию, поэтому в срочном порядке пришлось переквалифицироваться просто в «страховщика».
Что самое смешное. Прихожу, здравствуйте, как вас зовут, что за профессия? О, у нас в этом году два актуария! Отлично, пошёл знакомиться со вторым - оказалась русскоязычная девушка, тоже откуда-то из СССР. Попытались даже подружиться - очень приятный человек, просто вот с первого взгляда, - но зачем-то договорились на после каникул, а на каникулах
поехали в Италию, ну а дальше COVID и день сурка. Несколько раз переносили, а потом стало понятно, что тут дай боже старых друзей хоть раз в год повидать, куда новыми обзаводиться. Списались в этом году - она на форум не записалась, в этот раз был всего один актуарий :-)
В этом году сделали совершенно другой, более классический формат. Заодно и соответствующий санитарным установкам. Дети никуда не ходят, сидят в классе, а к ним приходят взрослые и целый урок рассказывают о своей работе. Почти как стаж - у них в этом классе как раз стаж на предприятии, но из-за ковида и его тоже отменили, заменили на такой-вот «стаж на выезде». Мне выдали сразу 5 классов - рот не закрывал с утра и до вечера. Хотя, могли и 6 выдать - один урок оставили таки свободным. Я выбрал сходить послушать человека, чья профессия максимально далека от моей - он работает в ассоциации, занимающейся находящимися под опекой государства детьми.
Презентация у него хардкор. Я сомневался, стоит ли разговаривать о страховании смерти - а ну как кто-то примет слишком близко к сердцу? А тут мужик сразу и про домашнее насилие, и про изнасилования, и про инцест с педофилией. Всё нормально, детки слушали, конспектировали, задавали вопросы.
Удивил масштаб: во Франции 2% детей находится под защитой государства (sous protection). Не знаю, что именно это означает, потому что 1% забраны из семей (retirés des parents) - какой уровень защиты у остальных, непонятно. То ли вообще сироты, у которых родителей нет, то ли наоборот, дети, которых государство защищает, но не забирает у родителей.
Рассказал, что 30% БОМЖей во Франции - из детей, которые когда-то были под защитой государства. Почему, как вам кажется? Дети предлагают варианты: бедные, денег нет, наркоманы? Нет, говорит. Смотрите. У каждого из вас есть капитал. По Бурдьё четыре вида капитала: капитал экономический, капитал культурный, капитал социальный и капитал символический. Первые два очевидны, последний он наоборот не стал развивать, а вот социальный капитал очень важен. Например, говорит, можете себе представить кого-то взрослого из вашего окружения (не родители), к которому вы сможете прийти, если у вас проблема? Сколько таких людей у вас есть? Вот это - грубая оценка вашего личного социального капитала. А ещё есть социальный капитал, который вы наследуете от ваших родителей - это когда вы хотите найти стаж адвоката, а ваши родители знают кого-то в прокуратуре, кому можно позвонить и спросить. Так вот, говорит, чтобы оказаться на улице, недостаточно быть бедным, растерять свой экономический капитал - нужно ещё не иметь социального капитала. Если у вас нет денег - у вас могут быть дядя с тётей, двоюродные братья или просто друзья, у которых вы сможете жить. Очевидно, что среди детдомовцев половина отвечает, что у них таких знакомых нет. То есть, при первой же «ошибке» - улица.
И в этом смысле детдомовские дети не просто лишены этого социального капитала, они даже не знают, что он есть. Проводили опросы - среди детдомовских детей подавляющее большинство никогда не видели любящих друг друга или просто целующихся взрослых. Они видят воспитателей, и среди них есть даже любящие детей - но это другие отношения, у них работа такая.
Более того, дети не знают, как приобретать социальный капитал. Они не понимают, что такое позвонить другу и пригласить его погулять на улице. Да или даже просто выйти на улицу, проверить, не вышел ли твой друг - играют они внутри детдома, и только со своими. Они не знают, что такое переночевать у друга. Половина говорит, что их никогда не приглашали на день рождения. Вообще.
Ну и просто несколько цифр. В Les Yvelines 2400 детей находится пол защитой государства. Один ребёнок обходится государству в 5000€ в месяц. Вроде как маленькие структуры, ближайший к нам центр - в Plaisir, на 6 детей (или на группы по 6?)
У нас при этом есть подруга, занимающаяся временным приёмом детей, которые не могут жить с родителями. Насколько я понимаю, чаще всего когда родители в тюрьме, но бывают и экзотические ситуации, вроде матери-одиночки, пытающейся создать новую жизнь (хоть личную, хоть профессиональную), и с ребёнком на руках ей просто не начать. Наша подруга занимается не долгосрочным приёмом детей, а срочным - если ребёнка нужно куда-то пристроить прямо сегодня - и до того момента, пока не найдут более стабильное решение.
Это я к тому, что с одной стороны 1% или 2% звучат дико. А с другой - да, это всё буквально рядом с нами.
Обедали в школе, с преподавателями. Разговорился с завучем, она начала жаловаться на министра образования. Вот де мол, ужасы какие заставляет нас делать в связи с этим вирусом! Взять столовую - как можно в нашей школе соблюсти их предписания? Это работает только на Париж, где половина детей домой уходит кушать. А нам что делать?
Я ей задал вопрос, что именно она сделала бы не так, как предложил министр, и она зависла :-) Через некоторое время отвисла, в духе: да, критиковать проще, потому что видны проблемы, но это не означает, что ты можешь найти (или что они вообще есть) лучшие варианты. Хорошая завуч.
Но я и так к ним скорее хорошо был предрасположен. Именно из-за эпидемии. Видно было, как они старались, как на выходных и допоздна работали, пытаясь адаптировать спускающиеся на них циркуляры к реалиям их школы. Очень интересно, конечно, будет почитать книжки, когда начнут публиковать всякие мемуары «как я пережил ковид» - не лично (это мы уже как-то представляем), а именно как управляющий какой-то структурой. В личных разговорах чаще всего все ограничиваются констатацией «всё плохо», но я верю, что рано или поздно кто-то найдёт время оформить это в нормальную книгу. В Pour la Science уже были статьи о том, как перестраивали научные программы, чтобы можно было работать во время пандемии - понятно, что это всё ещё не книга, и фокус у такой статьи всё равно на самой программе, но всё равно интересно.
На перемене нашёл Натана, подошёл к нему - и испугал. Он к тому времени уже успел забыть, что я сегодня в школе. А раз папа в школе - значит дома совсем какой-то ужас. Разрыв шаблона...
А другая девчонка, которую мы регулярно до школы подвозим (я сегодня тоже подвозил) так обрадовалась, увидев знакомое лицо. На перемене потом сама подошла: так что же вы не рассказали, что будете у нас на уроке что-то рассказывать?!