Австрийский лагерь 2019

Mar 03, 2020 17:47

Летний математический лагерь. На фотографии нашего мальчика видна вся французская школа. Во-первых, любой ответ должен начинаться с поднятой руки - Натанкин совершенно не понимал, как могут учителя принимать ответы без поднятой руки, ведь он мог поднять руку первым, а засчитают тому, кто первым выкрикнул! Во-вторых, сидеть можно как угодно - тут скорее на него косились дети, привыкшие если не складывать руки на парте, как учили в своё время нас, то хотя бы ровно сидеть, а наш мальчик дома вообще часто на мяче сидит вместо стула, потому что шило вертится иначе он думать не умеет.




Мы в этот раз привезли «Математическое казино». Идея была Лёшика (очень классно, что у него получилось приехать, мне давно хотелось «похвастаться», что у нас есть), точнее даже и он её у кого-то подсмотрел, но это не так важно. Смысл в том, чтобы научить детей оперировать понятием «математическое ожидание выигрыша», а потом давать им какие-то игры, в которых они могут выбирать, на чьей стороне они будут играть. Для осознанного выбора им нужно посчитать то самое мат. ожидание - ну а мы потом играем с ними, нарочно выбирая те игры, в которых они ошиблись.
Форма хорошая, азартная, и дети в неё включились. Что мне не понравилось в итоге - это скорость. Заранее было совершенно нереально предугадать, с какой скоростью им будет комфортно впитывать информацию, мы в процессе подготовки метались от «детям будет скучно» (приготовили несколько бонусных глав) до «они вообще ничего не поймут». На деле вышло, что наши куски были слишком большими - добрая половина группы понимала не всё, а те, кто понимал - не всегда успевали потом и решить все задачки, и отыграть во все игры.




inverted-forest была права, нужно каким-то образом снижать темп. Но как? Мне в голову приходит только наш же с Лёшиком успешный опыт, но тогда мы были ещё школьниками, когда нас Галиночка отвезла куда-то под Одессу. Там не было понятия «урока» или «пары», там мы жили половинками дней. С утра - собирали черешню на благо родины, а после обеда резались в математику / информатику. И там, как мне сейчас смутно помнится, времени было достаточно, потому что блок получался часа на 4-5 (не всё время с «учителем», большую часть ты просто сидишь с друзьями и думаешь, решаешь). Понятно, что это не тот же формат, что в Австрии. Но думать о том, как снизить темп до приемлемого, нужно.

Зато что получилось - это поболтать на общие темы. Что такое вероятность? Как можно говорить о вероятности, когда у нас нет множества одинаковых опытов, например о вероятности, что завтра будет дождь? Здесь мне понравилось определение Лёшика через пари: человек говорит, что вероятность уникального события X%, если он согласен поставить соответствующую сумму в пари на то, что событие произойдёт.

Запомнившиеся мне курсы - я по-прежнему всё свободное время торчал на курсах других преподавателей:

Светка привезла очередные родные мне темы: «Числа майя» и «Шифр-квадрат». Удивительно, как у меня с ней вкусы совпадают. Но она при этом каким-то образом умудряется рассказывать такой малышне, к которой мне подходить страшно.

Ромка повторял свою «Экономику» - наш мальчик до неё не дорос ещё, но на переменке ему старшие товарищи пересказывали, и он до сих пор уверенно цитирует про «тостеры и пиво» :-)



Самуил помимо своей «Эврики» прочитал «Бесконечность в математике». Получилось очень красиво, я реально увидел тот шок древних греков, о котором столько читал, когда они впервые столкнулись с тем, что красивая мат. модель не работает в реальном мире. В их случае, что не все числа можно представить в виде дроби.
На следующей фотографии мы как раз приближаемся к моменту этого понимания.



Про Лёшин «Доббль» я  уже писал. Вот вдогонку фотография наших офигевших морд в тот момент, когда мы начинаем видеть картинки в этом пространстве:



Женька читала лекцию под названием «Логика» - я ждал какие-то базовые принципы типа «все кошки - птицы, моя мурка - птица, значит Мурка - кошка», а она в итоге рассказывала про пересечения множеств типа «в классе 30 учеников, 20 девочек и 25 отличников, сколько минимально мальчиков-двоечников может быть в классе?»
А начала вообще с прекрасного «исключение подтверждает правило». Которое люди используют примерно как и «всё относительно», то есть цепляясь за похожесть слов и совершенно не вдаваясь в смысл фразы. А смысл у неё таков: в Риме искали в архивах прецедент, можно ли считать каких-то людей гражданами Рима. Прямо на тему ничего не нашли, зато нашли упоминание о том, что при каких-то условиях эти люди не могли считаться римскими гражданами. То есть, у нас есть некое исключение из правила - и само наличие этого исключения подтверждает существование правила. Самое важное слово в этой фразе обычно опускают.

При этом у Жени была, как мне кажется, та же проблема со скоростью, что и у нас. Крайне сложно подобрать нужный ритм занятия. Либо кто-то (самый симпатичный для учителя ученик) начинает скучать, либо ты теряешь всех остальных.
Как же проще заниматься один-на-один. Но до чего же эффективнее, когда у детей есть возможность учиться, глядя друг на друга!

Из факультативов: Натан привёз шахматный кружок и турнир. Я даже не знаю, ходил ли наш мальчик на кружок, но на турнир не только сходил, но и не расстроился, заняв там последнее место! Более того, в какой-то момент я попытался загнать его спать - а он сидел с Даником и делал вид играл в шахматы! Очень, очень полезно детям смотреть друг на друга!



В домике был бассейн, и я даже хотел дойти до занятий там, чтобы научиться, наконец-то, нырять «ласточкой». Но так ни разу и не спустился! Сумасшедшее расписание. Точнее даже, жуткая конкуренция - всегда есть с кем поговорить, всегда найдётся что-то, что ещё интереснее того, чем ты собирался заняться.

Вадим привёз лекцию про биоматериалы - снова о том, как к этому подходят в разных странах Европы.

Рома с Викой - Что? Где? Когда?

Таня провела «Стихотворную завалинку», на которой я словил, наверное, самый лучший комплимент моей жизни. Когда три девчонки назвали свою команду «Где Зелёный?» и прислали мне сообщение, чтобы я срочно присоединился к ним :-) Мы в итоге очень красиво продули, но удовольствие от процесса получали неимоверное! Особенно от стихотворения, в котором мы призывали мам упомянутых девчонок - они крайне удачно были в разных командах - голосовать за нас, чтобы мы совсем с нулём очков не остались. Мамы, впрочем, оказались ехиднами.

В качестве около-спортивного мероприятия устроили «Математический биатлон» - симпатичная идея, чтобы вытащить детей на улицу, и они пока ещё на это ведутся. Несколько станций с задачками (ребята - вылетели имена - привезли несколько вариантов нетривиальных, интересных, но и быстро решаемых задачек, да ещё и с методикой быстрой проверки для ведущих), а между станциями мы заставляли детей перемещаться каким-то определённым способом (очень красивые карточки с картинкой, как именно нужно перемещаться):



Шура прочитал лекцию про инвестиции. Я пытался молчать, потому что нет ничего хуже, когда на твоей лекции вылезает кто-то из публики, объясняющий «как всё неправильно», но у меня не получилось. Шура потом рассказал мне, что он хотел сказать своей лекцией «если вы хотите и можете копить деньги, то не стоит бояться инвестировать в ценные бумаги - это совсем не сложно». С этим я совершенно согласен, но в его презентации я видел совсем другой смысл, и он мне казался безумно опасным. Во-первых (пусть он этого и не говорил, но я опросил потом слушавших, у многих складывалось такое впечатление), что предложенный Шурой вариант (грубо: купить индекс DowJones) безрисковый. В то время как мне для каждой инвестиции кажется обязательным сначала понять, в чём риск и сколько его, а потом уже думать о потенциальной прибыли. Во-вторых (аналогичное замечание про то, что говорил Шура, и что слышали зрители), что этот вариант если не единственный, то уж точно самый лучший. Тогда как я видел как минимум риск обмена валюты (подавляющее большинство слушателей имело доходы не в долларах), а самое главное, видел особенности национальных рынков и налоговых систем, которые могут радикально изменить сравнение разных вариантов инвестиций (во Франции, например, есть вариант инвестировать под практически гарантированные - риск существенно меньше DowJones - 10% годовых, пусть и в рамках размера подоходного налога).

Ну и да, в итоге нехорошо получилось. Я попытался деликатно обратить внимание на эти два пункта, а получилось так, как будто я критикую вообще всё сказанное. Замолчал (когда смог...), а через пару дней сделал альтернативную версию этой же лекции. И тоже, пытался как мог сказать, что все основные положения у нас совпадают, но уверен, что это выглядело именно как «опровержение» предыдущего лектора. Блин. Иногда лучше жевать, чем говорить.

Королеву всех игр «шляпу» в наших лагерях постепенно заменяет не меньший хит - «Code names»:



А это просто пара фоток из соседнего города. Порции мороженого в кафе и мужской туалет там же - не знаю даже, чей размах меня впечатлил больше!




austria, лагеря

Previous post Next post
Up