Выставка в BNF про необычные рукописи. Музеография меня не впечатлила - они разбили выставку на 5 тематических разделов, но я не почувствовал какого-то осмысленного рассказа ни в одном из них, только набор экспонатов. Но сами экспонаты, конечно, впечатляют. Вот только часть из них.
Жан-Доминик Баби, рукопись «Скафадра и бабочки», 1996. Он перенёс инсульт, после чего его тело было парализовано практически целиком, он мог управлять только морганием левого глаза. Ему сделали таблицу с буквами (по частоте использования), читали буквы по порядку, он моргал в определённый момент - и так буква за буквой он мог общаться с внешним миром. В какой-то момент надиктовал вот этот роман.
Victor Tardieu, письмо сыну, 1916 год. Письмо с фронта, точки между строк показывают частоту и интенсивность взрывов рядом с ним:
Анонимное письмо с угрозами Сартру, 1961 год. Сартр выступал за независимость Алжира, ему неоднократно угрожали французские националисты, его квартиру дважды взрывали:
Часослов Марии-Антуанетты с запиской (там молитва) перед казнью, 1793 год:
Черновик отречения Наполеона, 1814 год:
Жан-Анри Латюд, письмо начальнику полиции, 1761 год.
Я уже писал об этом прекрасном персонаже, и даже об этом письме, но в прошлый раз мне вся эта история показалась нереальной. Письмо рыбьими костями, кровью, в пересказе душевнобольного! Но как минимум само письмо точно существовало - вот оно. Написано кровью то ли на рубахе (экспонат называется «chemise»), то на белье (далее его же называют «linge»), потому что ему в какой-то момент было отказано и в бумаге, и в чернилах:
Переписка маркиза де Сада, 1784-1789 годы. В табличке не совсем понятно для меня пишут: «Pour écrire à coeur ouvert, Sade use de divers subterfuges. Après la lecture, il caviarde les lettres d’une encre épaisse, sur un papier bruni par une flamme de bougie pour révéler les lignes cachées». Дословно: «Для того, чтобы иметь возможность писать откровенно, Сад использовал разные хитрости. После прочтения он заливал текст чернилами, на почерневшей от огня свечи бумаге, чтобы увидеть спрятанные строки». Такое ощущение, что кураторы пытались описать два разных способа тайной переписки, но середина фразы куда-то пропала. Или это я чего-то не понимаю?
Слева - стул из парижского гестапо с надписью заключённого внизу сиденья, 1942-1944 годы. Справа - туалетная бумага с записью (если вы тоже не можете ничего разобрать, это нормально - там стенография) новостей, записанных заключёнными когцлагеря Эстервеген, 1943 год. Новости они получали по самодельному приёмнику, далее таким вот образом распространяли по лагерю.
Тетради
Дрейфуса, 1895-1896 годы (если вам эта фамилия ни о чём не говорит, прочитайте Википедию, эту историю знать надо; опять же Роман Полански в этом году снял
фильм с Жаном Дюжарденом на его тему). Во время
ссылки Дрейфус продолжал работать, но постоянно срывался на повторяющиеся узоры (dessin obsessionnel):
Блез Паскаль, рукопись 23 ноября 1654 года. Это та самая ночь, после которой он писал только религиозные тексты.
BNF уже делала
выставку, посвящённую Блезу Паскалю, но конкретно этого листа я на ней не помню.
Дневник Марии Кюри, 1906-1907 годы. Ровный почерк, но на записи о смерти мужа (его сбила повозка - вышел утром на работу и больше не вернулся) следы слёз.
Мемуары
Сен-Симона. После смерти жены (1743 год) он полгода не пишет, затем возвращается к мемуарам. Это место помечено в тексте крестиками и слезинками:
Тут, конечно, невозможно не вспомнить
Слуцкого и его стихи после смерти его жены...