Музей археологии в Saint Germain en Laye

Dec 02, 2019 10:15

Музей достаточно далеко от Парижа, чтобы туда доезжали туристы. И при этом он в таком дворце, который явно не выглядит очередным провинциальным музеем. Удивительно, конечно. Словил себя на мысли, что даже я готов ехать в какой-нибудь там Лион или Марсель, если там будет хорошая выставка - но мне и в голову не придёт проверять, что там у нас в Сен-Жермене. Слишком далеко для «заскочить по пути» и недостаточно далеко для отдельной поездки. На этой мысли я собрался и поехал в музей - нужно бороться с собственными предрассудками.

Самый заметный и запоминающийся экспонат музея - рога Мегацероса (ставлю ссылку на Википедию, чтобы по названию не казалось, что это какой-то очередной покемон). Размах рогов около 4 метров:




Музей археологии - сама по себе тема меня интересует не сильно. Но было несколько понравившихся экспонатов, в том числе «с буковками».
Кусочек тарелки V века до нашей эры с самым старым примером галльской письменности (это ещё один потомок этрусского письма):



Это не немецкие сооружения в Нормандии, это осадные структуры Цезаря вокруг Алезии. То есть, насколько я понял, все эти колья направлены не наружу кольца (чтобы никто не вошёл в город), а внутрь (чтобы никто из осаждённого города не вышел). Мощь римской армии и искусство их инженеров впечатляет, конечно.
Вот эти колы в ямках называются stimuli - от него появилось современное слово «стимул». Цепочка простая: колоть / насаживать, колоть быка иголкой, принуждать кого-то к определённому действию.




А это - гвозди, которыми были подкована обувь римских легионеров. На одном таком тапочке было до 70 гвоздей, и шум от римского легиона, пишут, был очень впечатляющим.




Ещё немножечко садизма. Справа - уже знакомые нам stimuli (уменьшенный размер, их просто так расставляли в преддверии пешей или конной атаки), слева - tribuli (насколько я понял, от латинского корня «мучения»), которые можно было просто так рассыпать по земле. Интересно, поля «разминировали» после победы / помечали «туда не ходи, сюда ходи»? Или просто достаточно было подождать, пока несколько поколений крестьян нобственными ножками не вытащат все эти колючки из полей?




Монеты Верцингеторикса. После французских учебников и американских сериалов неожиданно видеть молодое лицо. Но таки да, на момент битвы при Алезие ему было 30 лет.



Зодиакальные таблички (слоновая кость, конец II века). В центре - Солнце и Луна, далее по кругу - 12 знаков зодиака, кольцо планет, затем 36 египетских деканов (я о них писал в УБЗ, здесь они подписаны на греческом). За внешним кругом по углам - 4 ветра.



Слева - «печати окулистов». Непонятно, зачем - неужели, чтобы оттиски на рецепты ставить? Справа - продолжение врачебного набора. Три верхних предмета - вполне привычные нам ушные палочки. Два нижних - иголки для лечения катаракты (у меня на эту тему жуткая фобия, мне страшно даже представлять, как именно пользовались этими предметами):




Кусочек календаря с часами. Календарь - это вон те дырочки по периметру круга (одна дырка = 2 дня, по ней передвигали какой-то маркер текущего положения). А часы - вариант водных часов, позволяющий измерять время ночью. Насколько я понял, это не «два в одном» - календарь является неотъемлемой частью часов, с его помощью часы синхронизируются с годовым циклом.



Слева - «бронзовые додекаэдры», применение которых пока не выяснено. Есть версия об использовании их в астрологии (нашли один такой додекаэдр с названиями знаков зодиака - благо dodici это именно «двенадцать», количество граней у додекаэдра). Есть более приятная мне версия с настольными играми, а также ещё пяток слабо понятных мне версий (канделябр, калибровка, измерение расстояния, ориентирование, календарь). Завершает список прекрасное «предмет пифагорейской символики».
Оставшиеся две фотографии - уже никаких сомнений, это настольные игрушки!





Слева - макет Пизанской башни, подаренной Наполеону в 1799 году. С ключиком (его видно справа, на уровне коробки фундамента), позволяющим выровнять её. Интересно, зачем? Неужели у Наполеона были какие-то проекты по починке пизанской башни?
Справа - просто очень удачно поставленная гаргулья:




С тех пор съездил в Сен-Жермен ещё раз, с мамой. В музей решили не ходить, прогулялись по парку - он там тоже неплохой. В следующий раз, наверное, и город успею посмотреть :-)

musée rare

Previous post Next post
Up