Откопал фотографии с прошлогодней
выставки русской авангардной архитектуры. Были только рисунки, но зато какие!
Троцкий (
другой), проект петроградского крематория, 1917 год. Конкурс проводит петроградский совет в мае-июне 1917 года, крематорий предполагается построить на Обводном канале. Выставленный проект занял третье место: справа виден купол, на переднем плане два огромных дымохода крематория. Проект зарубила активно протестовавшая против него церковь, крематорий всё равно построили, но временный, из дерева.
Проект Щусева для мавзолея Ленина, 1924. Трибуны предполагались не на самом Мавзолее, а по бокам, да и сама пирамида существенно выше:
Гинзбург, проект жилой ячейки для Магнитогорска, 1930-1931. Как это ни странно, у проекта очень современная идея désurbanisation, то есть отказ от плотной, многоэтажной застройки, автор предлагал поставить множество индивидуальных домов, разнести город на большую территорию, построить дороги между домами. А самый кайф - это два рисунка слева: дом предполагалось сделать модулируемым, с двумя возможными конфигурациями - дневной и ночной:
Иофан, проект Дворца Советов, 1933 год:
Он же, но уже 1934 год - за это время Иофан успел съездить в Америку, увидел
Рокфеллеровский центр, впечатлился и перерисовал вариант повыше. Кураторы выставки пишут, что это Сталину пришла в голову идея поставить наверх статую Ленина, и что это был своеобразный ответ американской статуе Свободы:
Он же, 1944 год. Иофан эвакуирован в Свердловске, но продолжают работать над дворцом. Он прямо интерпретирует сталинскую установку на восстановление связи с историей России, он рисует интерьер Дворца Советов как средневековый город с элементами православной церкви (вот эти синие щиты - для меня это однозначная отсылка к исламским щитам в Святой Софии):
Чтобы Украине не было завидно, что всё красивое достаётся Москве,
Фомин нарисовал проект для центра Киева, 1935 года. Без Дворца Советов, но тоже с гигантским Лениным. Проект конкурса не выиграл, но Фомин потом построил дом совета народных комиссаров Украины (ныне
дом правительства).
Буров, проекты павильонов для
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка 1923 года:
Он же, проект типовой уборной на шесть очков - отметим, что при всём равенстве полов, женских кабинок предусмотрено столько же, сколько и мужских, мужчинам вдобавок ещё и писсуары поставили. До сих пор крайне редко, когда эту багу кто-то исправляет:
Голосов, павильон Дальнего Востока на той же выставке. Форма здания идёт от парусов Тихого океана до юрт западной Сибири:
Мельников, павильон махорки на той же выставке. Внутри показан полный цикл производства табака, а внешняя винтовая лестница символизирует движение машин, чистый футуризм:
Общий план выставки - всё это на месте нынешнего парка Горького, его разобьют в 1930 году: