Моя самая любимая история из австрийского лагеря - урок «Эврика»
samcherv в группе 2Б.
В какой-то момент детки порядком разыгрались, и Самуил попытался привести их в рабочее русло:
- А вы знаете, - медленно сказал он, - за что я люблю математику? Я люблю математику за то, что она даёт людям сверъестественные способности...
- У меня тоже есть сверъестественные способности! И у меня! А у меня круче!! - ответили ему дети.
- Я, например, с помощью математики могу угадывать числа... - продолжил Саммуил...
- Я тоже! А я ещё тожее!! А я самый тоже всех!
- Так, отлично. Кто тут ещё может угадывать числа? Натан? Выходи сюда, покажи нам, как ты умеешь это делать. Мы загадаем число от 1 до 99, а ты задавай нам вопросы, на которые мы будем отвечать только «да» или «нет».
Очевидно, Самуил рассчитывал на угадывание с 50-й попытки, после чего должна была последовать краткая лекция о бинарном делении. Проблема в том, что у Натанкина в школе эта тема была совсем недавно.
- Это число больше 50?
- Да.
- Это число больше 75?
- Нет.
- Это число больше... - слышно, как в голове у ребёнка крутятся шестерёнки, - 67?
- Да.
Ну и так далее, на 5 попытке число угадано. Не сказать, что дети впечатлены, но они явно рвутся доказать, что и они не лыком шиты.
- Я тоже умею так угадывать!!
- Давай, теперь твоя очередь.
А. отходит на минутку, чтобы не слышать, какое число выбирают все остальные. Натанкин в это время инструктирует присутствующих, что нужно выбрать 99, его угадывать дольше всего.
- Это число больше 50? - бодро начинает А.
- Да.
- Это число больше 75?
- Да.
Упс. Казалось бы беспроигрышная схема дала сбой, какое число задавать следующим совершенно непонятно. Минутная пауза, после чего следует совершенно непредсказуемый ход:
- Это 99?
Шах и мат! Трибуны ревут, мгновенно забывший теорию Натанкин требует «матч-реванш», мы с Самуилом пытаемся подобрать челюсти с полу.
Тем временем инициативу перехватывает П. - она тоже хочет угадывать. Ей загадали число 13.
- Это число больше 50?
- Нет.
- Это число больше 25?
- Нет.
- Это 8?
- Нет.
- Это 13?
Овации, недоумение, Натанкин в слезах:
- Папа, как они это делают?!
Хотел бы я сам знать... И совершенно не хотел бы оказаться на месте Самуила.
Вот что бы вы в этой ситуации сказали детям? Но у него ж опыта больше, он знал, что рано или поздно попадётся ребёнок, который не попадёт пальцем в небо. Следующим выходит Н. От тоже не понимает, как девчонки так ловно угадывают, но у него есть своя теория.
- Это число больше 50?
- Нет.
- Это сорок-с-чем-то?
- Нет.
- Это 37?
- Нет.
- Это меньше 35?
- Да.
- Это 33?
- Нет.
Слышится театральный шопот:
- Натан, смотри, Н. ещё хуже тебя угадывает!
Натан показывает всем кулак, Н. сжимает губы и продолжает бой.
- Это двадцать-с-чем-то?
- Нет.
- Это 31?
- Нет.
- Это 32?
- Нет.
- А всё, я знаю, это 34!
- Нет!!
Минутная пауза, у Н. дрожит подбородок, мальчик (я восхищаюсь его выдержкой!) с трудом выводит:
- Такого не бывает... Вы меня обманули...
Все бросаются его успокаивать и объяснять, что «двадцать-с-чем-то» - это «от 20 до 29», а не «всё, что меньше 29». А загадали они 14. Сияющий (потому что мир всё-таки устроен так, как он думал) Н. садится на своё место, все успокоились, и на этом урок, наконец-то, продолжился в конструктивном направлении.
Но я долго ещё не мог в мебя прийти. Хороший урок!