На праздник науки снова ходили в Jussieu и Ecole Polytechnique. В первом выставили как обычно десятки независимых стендов, но в добавок ещё и открыли какие-то лаборатории. Мы зашли к океанографам:
Показали кучу разных зондов. У самых простых принцип такой: берём крепкую железную колбу, опускаем её открытой на глубину, закрываем, поднимаем, смотрим, что внутри. Колбу с бумажной бирочкой на фотографии забыли открыть перед погружением, давление её просто расплющило:
Плюс есть стационарные зонды, которые либо устанавливаются в какой-то точке (показали карту - их десятки тысяч), либо наоборот, отпускают вместе с течением. Они не просто для забора пробы воды, а на них стоит какое-то измерительное оборудование. И результаты иногда передаются на базу по радио, а некоторые аппараты ждут, пока их выловят вместе со всеми записями. На фотографии мальчик рассматривает микроплёнку, на которой очередной аппарат прочертил какую-то кривую:
Вот как это выглядит - я уже не помню, что именно мерил конкретно этот аппарат, но метод внушает ностальгию по лабам в институте:
Это - более современный зонд-глайдер. У него меняется угол наклона крыльев (ни по фотографии, ни на месте не было понятно, каким образом, но у меня нет оснований не верить людям), таким образом он может «нырять» и «выныривать» (морское течение играет роль ветра для создания подъёмной - или опускающей - силы). Он запрограммирован таким образом, чтобы выныривать всякий раз, когда ему нужно передать на базу собранный материал, после чего он снова погружается работать. Пока окончательно не сядут батарейки - тогда он выныривает и ждёт, пока его найдут, отнесут на подзарядку.
А здесь нам показали в микроскоп образцы планктона с разных мест планеты. На отдельной бумажке были картинки в духе «угадай, что из этого ты видишь?», но угадывать без навыка было практически нереально:
Лаборатория выставила ещё проект сотрудничества с современным искусством. У них есть (сам по себе психоделический) проект записи звуков жизни морских слонов. Никто не знал, как живут морские слоны. Сначала им на спину наклеили датчики, чтобы понять, куда они вообще ныряют время от времени - оказалось, они погружаются до 1000 метров. А эта лаборатория повесила слонам на спину микрофоны, чтобы потом по звукам попытаться понять, чем именно они там занимаются.
В этот момент пришла художница и сделала инсталляцию - комната с проекцией тёмной воды на всех стенах, и окружающий тебя звук. В основном - тихое журчание воды и урчание кишечника. Но иногда что-то происходит - ты всё равно не понимаешь, что, но ощущение присутствия создаётся. Чувствуешь себя морским слоном :-)
А это уже внизу, на стендах. Показывали классическую иллюзию, когда тебе гладят руку, но смотришь ты при этом, как гладят руку соседу. Рано или поздно ты отождествляешь свою руку с соседской, и что-то даже должно было произойти, но то ли демонстрирующая девушка что-то делала не так, то ли у нас у всех на эмпатию иммунитет. Была ещё версия, когда ты смотришь на руку манекена - там девушка в конце била по пластмассовой руке молотком. Это да, это работает.
В école polytechnique попали на аналогичную «только наоборот» лабораторию - они запускают зонды в атмосферу. На фотографии учёный держит зонд - вся информация передаётся по радио, зонд одноразовый, т.к. искать его достаточно затратно. Если это не превращается в хобби :-) Вроде как есть фанатские клубы поиска упавших зондов - информацию они передают в некриптованном виде, поэтому координаты зонда до последнего момента известны, нужно только дойти до этого места и обыскать непосредственное окружение места падения (кстати, если вы не читали недавнюю
историю про поиски камеры - оторвитесь и читайте немедленно!). И вроде как до недавнего времени метеорологи, запускавшие зонды, регулярно писали на них какие-то записки фанатам. Но в последние годы «женщину вынули, автомат засунули», все запуски автоматизированы, и никаких записочек уже нет. Фанаты, впрочем, всё ещё есть.
Математики показывали машину Тюринга. Работающий экземпляр, из бумаги. Раздавали выкройки.
Оптики снова показывали радугу - с одной стороны, думаешь, ну сколько можно? Ребёнку это не может быть интересно в 100500-й раз! Но он успешно забыл всё, совершенно невпопад отвечал на «какой цвет сейчас пропадёт?» и искренне старался понять.
Чтобы не занимать места на стендах, присели в проходе, попытались разобраться, как все эти фильтры работают. Это правда нетривиальный вопрос - обычное сложение цветов (монитор) и инверсное сложение цветов (краски и фильтры). Я в своё время понял, только разобравшись в RGB и CMYK.
Хотите, чтобы дети к вам пришли? Поставьте велосипеды с динамо-машинами! При правильном подходе, можно было бы даже перепродавать потом эту энергию.
Уговорили практически убитого дядьку (на ногах с утра) ещё раз рассказать про то, как работает слух. Тоже одна из моих любимых тем - понятно, как с двумя ушами мы понимаем, справа источник звука, или слева. Но как мы понимаем, что звук идёт спереди, а не сзади? Сверху, а не внизу? Дядька рассказывал про запоздывание фазы так, чтобы было понятно детям - снимаю шляпу!
Update - в Pour la Science потом встретил его же
статью на ту же тему.
Роботы! В позапрошлом году ребята выставляли
робота-охотника, а в этом году были уже вполне практические применения. Робот-байдарка:
И робот-вездеход:
Дети, конечно, воспринимали всё это как игрушки, а нам было интересно послушать и про начинку.
Вот тоже, не перестаю удивляться фантазии людей. Лаборатория занимается секвенированием генома - ну что тут можно показать детям? А они сделали кусочки кода на разных блоках пенопласта и предложили детям сложить их вместе. Каждый кусочек содержит максимум 8 букв, но, накладывая совпадающие кусочки, можно было восстановить фрагмент букв в 40. Звучит вполне занудно, но дети запали, чуть ли не в очереди на эту мастерскую стояли!
Update 27/04/2018 (разбирая записи на телефоне):
* То ли показывали, то ли упоминали "мощный лазер" - 1 Ватт
* Рассказывали о применении флуоресцентных красок. Во-первых, офисные маркеры. Затем, белая бумага и стиральные порошки - чтобы было "белее белого".
* Красивый "парадокс заключённого", когда два конкурирующих продавца покупают одинаковое количество рекламы
* Моделирование поведения толпы. Если во время пожара все ломанутся к выходу, то там будет пробка. А если создать искусственное препятствие типа столба прямо перед дверью - то все выйдут в итоге быстрее.