(
первая часть)
(
вторая часть)
(
третья часть)
11. Форма прорастающего Осириса
По легенде Осирис был хорошим земным правителем. В частности, он научил людей сельскому хозяйству, и в своей ипостаси до смерти считался богом земледелия. Очень часто его рисовали зелёного цвета.
В четвёртый месяц после разлива Нила (это
примерно соответствует ноябрю), когда воды спадали, и начинался новый природный цикл, по всему Египту проходили праздники. Люди заполняли землёй формы в виде Осириса (как на предыдущей фотографии), сажали зёрна, которые прорастали, окрашивая фигуру Осириса зелёным цветом. Сливая тем самым в единое целое процесс возрождения природы и бога.
Вот в такие моменты понимаешь, зачем нужны гиды / экскурсии. Мимо этого экспоната я проходил не знаю сколько раз, даже не замечая его. И подписан он в духе «форма в виде Осириса». Пока не узнаешь истории, не можешь понять, о чём речь. А узнав, видишь дырочки для воды и понимаешь, что перед тобой - прототип горшка с цветами на окнах домов.
На той же витрине лежит «модель мумии Осириса». Сделана из камня, обёрнутого тканью, вымоченной в смоле, перемешанной с ячменем. И что это? Оно тоже прорастало? Без объяснения - ничего непонятно...
Поднимитесь на несколько ступенек по направлению к залу № 321 с саркофагами. Справа от лестницы находится витрина № 11 с похоронными текстами I тысячелетия до нашей эры.
12. Первая книга дыхания Усирура
В последние века до нашей эры, когда Египет был уже захвачен Александром Македонским и управлялся
его преемниками, культ Осириса необыкновенно популярен. Умерших часто бальзамируют, делают им саркофаги, читают заупокойные тексты. На смену Книге Мёртвых приходят
Книги Дыхания.
Книга из экскурсии написана
иератическим письмом и читается справа налево. Рассказ начинается со сцены приветствия Усируром (справа на предыдущей фотографии) бога Осириса. Между ними - букет подношений. А мне больше всего понравилась «корова» в первой строчке текста, слева - я не уверен, что этот знак обозначает именно корову, но до чего же прекрасно! Пишут уже кистью по папирусу, а не зубилом по камню, а красота почти такая же.
На следующей картинке Осирис с Исидой (слева) присутствуют при взвешивании души умершего. Справа -
бог Тот, контролирующий операцию. На подставке - пожирательница слишком тяжёлых душ (обычно изображалась в виде льва с мордой крокодила, но здесь я вижу просто льва с какими-то перьями на голове). Внизу - весы. На левой чаше находится взвешиваемая душа (нарисована в виде сердца), а на правую ассистент кладёт эталонное перо - символ Правды и Справедливости. Эта сцена заимствована из 125 главы Книги Мёртвых, в соседнем зале (№ 317) можно найти ещё несколько вариаций на эту же тему.
На следующей фотографии Усирур после взвешивания. Он победил, душа оказалась лёгкой - это видно по венку на его голове. На картине он подносит благовония богине Хатхор (мы видели её около Уненнефера в п.8), её часто изображали в виде коровы. Хатхор стоит над мумией, уже помещённой в гробницу - это тоже сцена из Книги Мёртвых, глава 162.
Чтобы не простаивал мой таг «коровы», отмечу, что у египтян было две богини, изображавшихся в виде коров:
Хатхор и
Бат. Отличать их просто (у Хатхор рога загнуты наружу, а у Бат - внутрь), но достаточно бессмысленно, т.к. в какой-то момент, видимо, сами египтяне запутались, и два культа слились в один.
Поднимайтесь дальше по лестнице, вы попадёте в зал № 321 с саркофагами.
13. Саркофаг Диоскоридеса
Греческий генерал
Диоскоридес предпочёл, чтобы его похоронили по египетскому обычаю. Для него был изготовлен саркофаг в форме мумии.
Саркофаг покрыт текстом из Книги Мёртвых, причём каждый отрывок находится на строго определённом ему месте. На парике, например, находится глава № 162, говорящая о необходимости согреть голову усопшего.
На груди нарисована птица с человеческим лицом, изображающая ба Диоскоридеса - душу, способную вылетать из могилы:
Чуть ниже - изображение «четырёх сыновей Гора», хранителей бальзамированных внутренностей. Внутренности вынимались из мумифицируемого тела и складывались в специальные кувшины -
канопы (в руках верхнего «сына Гора» виден такой кувшин). Четверо сыновей изображены вокруг скарабея - символа возрождающегося солнца.
Ещё ниже - два изображения (сидя и стоя, в центре на следующей фотографии) самого Диоскоридеса. Слева и справа от него - боги загробного мира, Осириса можно узнать по его митре. Это изображение соответствует 72 главе Книги Мёртвых.
У самого основания саркофага - гробница с вылетающей из неё птичкой ба:
Внутренние поверхности саркофага украшены изображениями двух богинь, между которыми помещался умерший. Я ждал Исиду с Нефтидой (как было в п.4), но это оказались богини земли и неба. В роли богини неба - уже знакомая нам Нут. А в роли богини земли (не рисовать же в мужском гробу бога Геба!) выступает достаточно невнятно описанная в экскурсии «богиня запада (земля кладбища)» - если кто-то понимает, о какой богине речь, пишите. Но общий смысл в ассоциации с Солнцем, временно умершим (запад) и находящимся в пути к возрождению, к небу (Нут).
(
окончание следует)