Карманный учёный

May 03, 2016 09:25


Не помню уже по чьей наводке, попали на «Карманного учёного» - это передача, куда могут звонить дети, задавать разные вопросы, а «карманный учёный» им потом перезванивает и отвечает. Отличная передача, мы в машине прослушали пару десятков выпусков, я много что слушал с удовольствием, а иногда даже и сам узнавал что-то новое («почему, когда я бегаю, у меня иногда в боку болит?»).

У нашего мальчика появилось два вопроса для карманного учёного, на которые я не смог ответить:

1. Почему тарелку можно вытереть полотенцем насухо, а волосы - нельзя?

На этот вопрос в лагере ответила одна девушка, с образованием, включающем в себя матераловедение (для меня это страшное слово означало что-то если не физику и сопромат, то хотя бы металловедение - оказалось, слово «материал» применяется здесь в качестве синонима «ткани»). Она рассказала, как устроена шерсть овцы, и предположила, что человеческий волос устроен похоже. То есть, не монолитная «трубка», а наслоение «чешуек». Мы тут же нашли картинку волоса под микроскопом, и стало более-менее понятно.

2. Почему у разных деревьев листики разные?

На этом вопросе я завис. Причём даже в интернете непонятно, как искать. Находишь в лучшем случае отличие лиственных деревьев от хвойных.

Мы решили позвонить карманному учёному, но проект, оказывается, два года как закрылся.

Никто не может ответить на этот вопрос? Ни у кого нет знакомого ботаника (в прямом смысле этого слова)?

Очень интересно слушать, как «учёный» (Илья Колмановский, в ФБ регулярно пробегают связанные с ним события, но его самого я там не нашёл) разговаривает с детьми. Он их слушает, он задаёт им вопросы, причём не всегда по заранее объявленной теме - есть, чему учиться. В итоге дети с ним разговаривают достаточно открыто.

Ещё забавно смотреть, как у детей появляется социальная составляющая разговора. До какого-то (достаточно большого) возраста диалог начинается примерно так:
- Алло...
- Алло, это Вася?
- Ага.
- Привет, Вася, это Карманный учёный.
- Угу.
Здороваются считанные единицы, а так все говорят одно и то же «угу».

Передача построена вокруг вопросов и ответов, но есть ещё рубрика «полная чушь», которая здорово удерживает внимание. Где-то ближе к началу передачи «учёный» делает четыре неочевидных утверждения, три из которых являются научными фактами, а один - полная чушь. Потом передача продолжается, и в её ходе становится понятно, что было правдой, а что - нет. В конце ведущий тем не менее повторяет факты и уточняет, что именно было розыгрышем.
Обязательно нужно такие игровые вещи вставлять в уроки!

Ещё у них есть (пытается появиться - мы ещё не до конца дослушали) рубрика «учёные дети», когда дети звонят в редакцию и не задают вопрос, а сами рассказывают о каком-то научном факте. И не передать, как мне понравилось, как Илья Колмановский отреагировал на звонок «есть такие осьминоги, до которых дотронешься, они прилипнут к руке так, что оторвать можно только с кожей, и потом умрёшь!» - он, не особо церемонясь с детской психикой, сказал, что научные факты нужно проверять, а конкретно вот этот факт ошибся рубрикой, и место ему в «полной чуши».

Первое время в передаче бросается глаза упоминание издательства «Розовый жираф» едва ли не в каждой фразе. Но потом они успокаиваются, упоминают себя примерно раз в минуту.

А ещё, несмотря на то, что чуть ли не половина звонящих живёт не в России, «карманный учёный» объявляет номер телефона, по которому ему можно позвонить, даже без кода города, уж тем более без кода страны.

И песня в начале каждого выпуска убойная (лучше, конечно, послушать):
Почему вымирали динозавры?
Почему не нужны дельфину жабры?
Если хочешь разобраться,
Звони Карманному учёному!
Вам тоже нравится богатая рифма, правда?

Если будете слушать, имейте в виду, звук там достаточно плохой. Илью слышно хорошо, а вот голоса детей звукооператор не довёл до ума. Поэтом часть детских реплик (особенно, если слушаешь в машине) приходится восстанавливать по ответам «учёного».

Очень жалко, что такой проект загнулся.

образование

Previous post Next post
Up