Я уже около года думал, как написать этот пост, и, кажется, нашёл правильную форму.
В двух словах история: на сайте Лувра есть
прекрасные инструкции для самостоятельного посещения музея. У них единственный недостаток - они только на французском. И, с одной стороны, мне хотелось перевести их хотя бы частично, чтобы можно было давать ссылку «распечатай и иди». С другой - я не умею / не хочу писать академическим стилем путеводителя. С третьей, когда ходишь по такой экскурсии, видишь что-то ещё, что тоже нравится.
В итоге я попытаюсь сделать какую-то смесь между тем, что пишет Лувр, и тем, что показалось интересным лично мне. Ссылками на Википедию отмечаю термины, которые лично мне показались интересными, но неочевидными, и перевод которых я точно проверил. Курсивом - инструкции, как в музее найти следующий по экскурсии экспонат, это точно можно уверенно пропускать при чтении с экрана.
Каждая экскурсия часа на полтора-два, примерно столько же, как мне кажется, будет занимать и чтение, не говоря уже о написании. Поэтому я буду писать и публиковать кусочками, а потом как-нибудь склею. Посмотрим, что из этого получится.
Если у вас есть какие-то замечания по переводу или по содержанию - пишите. Вместе мы сделаем этот мир прекраснее :-Р
Итак,
греческая керамика.
Так уж получилось, что и в русской школе у нашего мальчика сейчас Древнюю Грецию проходят, и мы
августовский Ludofest на эту же тему задумали.
Сходили сначала сами, потом опробовали на нашем мальчике - ему понравилось.
0. Экскурсия проходит достаточно компактно, всего пять залов галереи Кампана (залы 651-655). Идея - показать полтора десятка ваз, по которым можно составить представление о том, как развивалось гончарное мастерство в Греции от IX до IV века до нашей эры.
Зайдя в музей, проходите в павильон Sully, сразу после контроля билетов идите по стрелочкам до лифта G, поднимитесь на первый этаж. Идите направо от лифта, пройдите залы греческой бронзы (какой там потолок!) и драгоценностей, за ними поверните налево. После залов с керамикой вы попадёте в зал с колоннами, вход в галерею Кампана находится слева. Зайдя в неё, вы попадаете в зал № 655, подойдите к окну, обернитесь на центральную витрину.
1.
Урна для пепла, ранний и средний геометрический стильГеометрический стиль был изобретён афинскими мастерами. Его подразделяют на три периода: ранний, средний и поздний. Ранний период (800-750 года до нашей эры) достаточно скупой, линии простые. В средний период появляется большее количество разных геометрических узоров, организованных таким образом, чтобы подчёркивать / обыгрывать элементы вазы. В этот же момент в рисунке снова появляются фигуры животных.
Данная ваза (формально это
пиксида, то есть закрытая ваза, коробочка) больше обычного размера, она была сделана для хранения пепла умершего. Обратите внимание, у неё есть крышка. То, что с первого взгляда принимается за горлышко - это ручка крышки. В нижней части вазы рисунок достаточно примитивный. Основной элемент узора находится на уровне ручек (на сайте Лувра используют прекрасное слово
метопа, обычно это «пространство между повторяющимися элементами, например колоннами», этимологически «пространство меж двух глаз», но в данном случае - «пространство между двух ручек») - это извивающаяся полоска (у меня на неё пришёлся блик справа), то есть геометрическая форма. Появляющиеся в эту эпоху изображения животных явно убраны на второй план (под ручки вазы, современному мне они показались более интересными, поэтому и оказались в центре кадра).
В том же зале, витрина № 5
2.
Урна для пепла, поздний геометрический стильОсновное нововведение позднего геометрического стиля (770-700 годы до нашей эры) - появление в оформлении ваз человеческих изображений. Первые вазы с человеческими изображениями были монументальными амфорами или (как этот экспонат)
кратерами (сосуд на ножке с широким горлышком, часто используется для смешивания вина с водой - удивительно, что его назвали не «кальдера»), украшавшими могилы греческих аристократов.
Данный кратер украшен изображением церемонии прощания с телом усопшего (во французском языке есть - пришедший из греческого - специальный термин для процедуры выставления тела перед его отвезением на кладбище: prothésis). Умерший (его не так просто рассмотреть: чёрная горизонтальная фигура, на моей фотографии слева) окружён фигурами плачущих женщин (чёрного и красного цветов), рвущих на себе волосы от горя. По обе стороны от тела двое мужчин поднимают саван, выставляя тело на обозрение. Чуть дальше, по обе стороны от тела, изображены военные повозки («биги», по аналогии с «квадригами», потому что в них впряжено по два лошади - по-русски двухколёсные колесницы называются «двуколками», а на языке bash.org -
сегвей гладиаторов), с возчиком и военным (обратите внимание на фигуру военного в виде огрызка от яблока - то ли платье такое, то ли щит). Видимо, умерший был военачальником. Человеческие фигуры выполнены в типичном для геометрической эпохи стиле: треугольный торс и руки-палочки анфас, узкая талия, ноги (у которых уже появляется какой-то контур) в профиль.
Прямо под ручками - изображение корабля с гребцами:
В том же зале, витрина № 20, верхняя полка
3.
Арибалл в виде совыС конца VIII века до нашей эры на смену геометрическому стилю постепенно приходит
ориентализирующий стиль (от orient - восток, от этого же корня «ориентировать» - церкви строили «ориентированными», то есть алтарём на восток). В VII веке до нашей эры работают три основных мастерских: афинская, восточно-греческая и коринфская. Коринфская мастерская - именно там сделали эту замечательную сову - к концу века станет доминировать на рынке. В основном из-за изобретения
техники «чёрных фигур», когда на чёрный контур (как люди на прошлой вазе) наносятся царапины (иногда - тонкие полоски белой краски), добавляющие тонкие детали. Об этой технике мы ещё поговорим немного позже.
Вот эта сова - маленькая (5 сантиметров) ваза для парфюмерии (собственно, определение слова «
арибалл»). Если честно, когда я в Греции видел сувенирные лавки с такими мелкими поделками, я был уверен, что это китайцы производят уменьшенные копии ваз «нормального» размера. Но нет, в Лувре тоже есть маленькие. Так вот, арибаллы - это тоже коринфская специальность. Маленькие вазы проще продавать и экспортировать - это ещё один фактор, почему коринфская мастерская начала процветать.
Я какое-то время пытался понять, как заливать ароматные масла в эту сову. Оказывается, то, на чём она стоит - это пробка. А отверстие в этой пробе сделано для того, чтобы вешать сову на верёвочку и носить в качестве элемента браслета.
В путеводителе говорят, что коринфская глина достаточно бледная - красные и оранжевые цвета (равно как и чёрный) это краска. Пишут, что на некоторых перьях видны следы огня - изначально эти перья должны были быть чёрными, но случайно окрасились в красный цвет.
Следующий по экскурсии экспонат не выставляется. Это вообще большая проблема этих экскурсий - совершенно непонятно, собираются ли они их поддерживать, переписывать номера залов в случае реорганизации, заменять выбранные экспонаты эквивалентными, когда какой-то из них уходит в запасник и т.д. И уж тем более непонятно, буду ли этим заниматься я. На всякий случай, если вы вдруг пойдёте по Лувру с этой страничкой и не найдёте какого-то экспоната, пишите здесь же комментарием, я постараюсь что-то придумать. Так вот, вместо выбранного смотрителями музея экспоната, который уехал в запасник, я предлагаю другой, на мой взгляд похожий. Он находится в той же витрине, что и сова, только на нижней полке.
(
продолжение следует)