Наша компания решила поучаствовать в семинаре по финансовым рискам, в последний момент у большого начальника не получилось туда поехать, он свалил на нашего начальника, тот передал дальше, а ниже нас уже никого нет, пришлось ехать. Не понимал я таких мероприятий, и не понимаю. Кормят, конечно, хорошо, ну и в один из дней экскурсию провели. О ней, собственно, и речь в этом посте.
Конференция была в
некогда очень важном аббатстве. Великая Французская Революция, очевидно, сказалась на его состоянии, сегодня основная часть аббатства выглядит так:
Самое впечатляющее строение - это, конечно, чудом устоявшая на земле башня. В ней, говорят, сохранилась и винтовая лестница на самый верх, но туристов туда, к сожалению, не пускают:
В одном из сохранившихся помещений сделали лапидарий. С удовольствием встретил там статую Святого Антония. Как
отмечал Michel Pastoureau, святой традиционно изображён с верным поросёнком:
В первый раз вижу настолько коллективные латрины. Обычно - ну покажут какой-то «туалет типа сортир» в средневековом дворце, где одна кабинка на этаж. Престижная версия - с сидушкой, королевская - сидушка, обитая бархатом. А здесь всё серьёзно, как в армии: 60 посадочных мест в два ряда, спиной к спине. Внизу - специально сделанный отвод местной речки для смыва нечистот:
А следующая фотография прекрасно иллюстрирует историю аббатства.
Изначально это был parloir, здесь давшие обет молчания монахи могли встретиться, чтобы всё-таки словами договорить то, что не получилось высказать жестами. Кстати, у монахов был
свой язык знаков, XI век, то есть задолго до языков глухо-немых. От этих времён остались своды.
После революции здесь построили текстильную фабрику. Провели через здание ещё один канал и поставили водяную мельницу, приводившую в движение станки - следы от оси мельничьего колеса видны в стене чётче всего (почему-то не полный круг, а слегка обрезанный снизу).
Почти 100 лет здесь ткали хлопок, потом ткачи разорились, и бывшее аббатство выкупается другими христианскими орденами. Они активно реставрируют аббатство, от этой эпохи виден след двери в стене (я тоже не совсем понимаю, как, сделав эту дверь, смогли сохранить бывшую ранее дырку для оси мельницы. или дырку потом специально «нарисовали», чтобы было видно, где она проходила?).
Монашки снова уходят через 40 лет, в здании бывшего аббатства поочерёдно находится военный госпиталь, общежитие художников и музыкантов, концертный зал, а теперь вот финансовые конференции проводят. От этого времени - новенькая дверь с табличкой слева.
Клуатр аббатства. Водоём в центре прячет в себе гейзер. Современное искусство, несложный символизм: артистическая энергия невидимо производится всеми жителями нашей планеты, накапливается, и потом её непредсказуемо прорывает через конкретного автора:
Зимой гейзер не работает, а летом обещают «непредсказуемый» всплеск в пять минут каждого часа. Впрочем, мне тут же на ушко нашептали, что гейзер постоянно ломается, и вообще, ох уж нам это современное искусство...
Рефекторий. В старом аббатстве было чёткое деление на белое монашество и чёрное. Одни жили исключительно молитвами, другие же разбавляли свои дни полезной работой. Очевидно, первые считались существенно престижнее последних, и всячески это подчёркивали. На первом плане столовая чёрных монахов, столовая белых за стеной, символически на несколько ступенек выше. Под правой дверью лаз - это окно на кухню, чтобы передавать блюда.
Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели - нет будущего!
Я как-то не обращал раньше внимания. Младенец-Христос часто изображается припавшим к груди матери?
Отметим также революционный (?) для XIV века фасон женского платья с кармашком для кормления.
А ещё, хорошо быть VIP, достаточно спросить «а что у вас за этой дверкой?» - и дверку сразу же открывают, тебя пускают, рассказывают тебе. Показали старый орган:
Зачем там электрические провода, я не спросил (на месте не заметил) - наверное, меха электрифицировали?
На экскурсии упомянули термин
abbé-comandataire. Примерный пересказ: в какой-то момент церковь начала назначать людей «почётными аббатами» - ты можешь не иметь никакого отношения к аббатству, да и формально монахи тебе не подчиняются, зато тебе передают какую-то часть доходов аббатства. Утверждается, что Мазарини был abbée-comandataire в 14 аббатствах одновременно.
А ещё, я всегда считал, что если в старой церкви витражи белые, значит красивые оригиналы разбились, вот и заменили, на что денег хватило. Оказывается, те же цистерианцы отдавали предпочтение строгому белому витражу.
И про слово «монах» - никогда не задумывался о его этимологии, а она вполне очевидна: μοναχός - одиночный, единичный.
Дочитавшим до конца бонус - я на конференции, в стильном оранжевом галстуке:
Прямо передо мной - он сидит практически спиной, неузнаваемый, поэтому можно злословить - человек, напоминающий Стива Мартина. Я помню, как по приезде во Францию шоком было обнаружить, что Луи де Фюнес не так уж и карикатурен, что в стране есть полно людей, ведущих себя и разговаривающих так, как его герои в фильмах. Теперь я знаю, что и Стив Мартин не сильно преувеличивает. А глядя на мрачного меня - приехал всего на один день из трёх, за день сказал две фразы: «no, thanks» (по поводу вина в начале обеда) и «yes, please» (по поводу вина в конце обеда), - множество других гостей семинара наверняка поняло, что и голливудские карикатуры на суровых русских парней, тоже недалеки от истины.