Восточный вокзал

Jan 12, 2015 06:48

Анюта нашла отличное место, где можно записаться на экскурсию по Парижу, темы самые разные, она выбрала вполне в нашем духе - Gare de l’Est. Экскурсия была прекрасная, единственная претензия была к погоде - это был тот редкий день, когда в Париже температура была отрицательной, я в двух парах шерстяных носков и куче свитеров мёрз, а на наших опрометчивых друзей, пришедших едва не в кофточках было больно смотреть...

Начали экскурсию с картинок и истории вокзала - если посмотреть на то, как сейчас вокзал выглядит сверху, можно увидеть основной холл и два маленьких зала по бокам. Левый из малых - самый старый, его построили в 1849 году. Зал был как минимум вдвое длиннее нынешнего, от покрывал обе существовавших на восточной дороге колеи (одна «туда», другая «обратно»). Через какое-то время построили развилку на дороге, чтобы не усложнять сигнализацию, количество путей удвоили (мне понравился сам принцип), таким образом очень быстро дошли до 64, что ли, путей. Вокзал, конечно же, регулярно перестраивали (последняя крупная переделка датируется 2007, к запуску TGV-Est), но исторический вход оставили. У него очень интересная крыша:




Стеклянные плиты не плотно примыкают друг к другу - если присмотреться, видно, что они положены немного внахлёст, с небольшим зазором. Это - вентиляция из эпохи паровозов, чтобы дым и пар в холле не скапливались.

Посмотрели на нулевой километр - в Париже каждое направление железных дорог управлялось отдельной компанией, которая, конечно же, устанавливала нулевой километр там, где удобно именно ей. Его потом никогда не двигали, в отличие от самих вокзалов, поэтому на Восточном вокзале, например, нулевой километр находится в паре сотен метров от путей - пути в какой-то момент отодвинули, чтобы расширить холл.




Фасад исторического здания. Наверху статуя, представляющая другую конечную линии - Страсбург, под ней две реки - Сена и (с кормилом, выглядящим современному глазу как электрическая гитара) Рейн. Когда уже после Первой Мировой Войны построили второй холл, на него очевидным образом посадили Верден с Марной и Мёз...




Совершенно неприметный потолок нового (поперечного) холла:




Вот эти стеклянные «глазки», пропускающие солнечный свет, называются cul de bouteille (бутылочное дно). Экскурсовод сказал, что лично ему очень нравится думать, что это дань Шампани, находящейся на этой линии, но он не смог найти подтверждения своей гипотезе :-)

А вот на эти стильные отбойники я давно засматривался. Оказывается, это 1930-е (когда сказали, это становится очевидным!), и во Флоренции есть вокзал времён Муссолини, весь примерно в таком стиле - похоже, надо ехать во Флоренцию, там есть, на что посмотреть!




Видимо, я давно не был на Парижских вокзалах, сразу бросилось в глаза присутствие иностранных поездов (это немецкий ICE) - конкуренцию, вроде, давно уже открыли...




Вышли на улицу, пошли по направлению к северному вокзалу. Я когда-то жил около Северного, а работал около Восточного вокзала, поэтому был уверен, что нас поведут по rue d’Alsace с её прекрасной лестницей. Но, оказывается, с тех пор открылся (безымянный?) пассаж перпендикулярно путям, прямо напротив вокзала, проходящий через квартал управления восточной железной дорогой. Очень стильное крыльцо:




Вернулись через passage Delanos чуть выше, чтобы посмотреть на вокзал и пути сверху. Заодно узнали, что здесь был «молочный вокзал» (см. голову коровы над воротами) ещё до железной дороги - сюда свозили молоко с окружавших город ферм, расфасовывали и развозили по всему городу. Очень забавное здание, внутрь двора (точнее, там цепь проходных дворов) можно зайти:




Вернулись на вокзал. По всему зданию к 100-летию Первой Мировой развешены фотографии ветеранов войны - современная (ну, лет 10-15 назад) фотография и фотография из их детства, со времён войны. Очень красивая выставка, отличная идея!




Очень красивое решение (не менее красивой) проблемы - у всех ветеранов нашлись фотографии детства, кроме сенегальского стрелка (мы тут же начали спорить, можно ли называть сенегальским стрелка, если он - судя по фамилии - не из Сенегала. Я вспомнил соответствующий выпуск Karambolage - можно!). Его сфотографировали в окружении детей, внуков и правнуков:




В центральном холле висит картина «Отправление на фронт» (её лучше рассматривать в Википедии, я свою фотографию оставил только для масштаба, она огромна). Автор - американец (он изобразил себя стариком с букетом справа), сын которого погиб в Европе в 1918 году (он в центре картины, буквально «с цветами на ружье» - французское выражение близкое, наверное, к «закидать шапками» - меньше откровенной лажи, но такая же уверенность в скорой победе). Очень мрачная картина, на самом деле, когда начинаешь рассматривать детали...




Не подозревал, что бывают ещё и вокзалы-побратимы!




Современный холл вокзала - скорее магазин. Именно поэтому все парижские вокзалы недавно перестраивали, улучшали интеграцию с метро - «клиент» должен сразу попадать в здание вокзала (к магазинам вокзала), минуя улицу, соблазны конкурентов. Опять же, совершенно незаметно для меня пропали ещё 10 лет назад вездесущие окошки касс - не сказали бы, и не заметил бы!




Закончили экскурсию в бывшем женском монастыре, аккуратно разрезанным напополам во времена барона Османа. На фотографии видно две стенки клуатра, который, как понятно из самого слова, изначально не строился настолько открытым. Но барон нарисовал здесь улицу - и половину монастыря аккуратно спилили.




У монастыря сложная судьба - во время Революции, понятное дело, его закрыли, открыв на его месте больницу для неизлечимых (мне очень нравится оптимизм названия hôpital des incurables, перевёл его с удовольствием), а затем военный госпиталь. В 1968 году госпиталь переезжает, ненужное никому здание остаётся на балансе министерства обороны, и его довольно быстро заселяют художники-сквотеры. Сейчас здание принадлежит ордену (союзу?) архитекторов, в день нашей экскурсии там была выставка про Большой Париж и Сакле. Но сил на неё у меня уже не было :-)

Экскурсия отличная, обязательно ещё будем к ним записываться! Дядька очень много рассказывал интересных деталей и про другие вокзалы.

Показывая нулевой километр, он, например, он рассказал про Saint-Lazare, чья ветка начиналась совершенно не на том месте, где сейчас стоит вокзал, поэтому нулевой километр у него где-то между станциями метро Europe и Rome. А у линии Sceaux (нынешняя RER B) конечная с нулевым километром была на Denfert-Rochereau, там был вокзал «ракетка» для разворота поездов. Именно поэтому там весь квартал такой кривой, и современная платформа RER тоже дугой выгнута.

Когда рассказывал о конкуренции разных компаний, привёл пример восточного и северного направлений. Изначально планировалось сделать один вокзал, но поскольку этими линиями в итоге занимались две разные компании, построили два вокзала так близко друг к другу. Северный вокзал в какой-то момент разобрали, перевезли в Лилль и собрали заново - теперь это Лилльский вокзал.

Но больше всего мне понравилась публика. Уж на что я Шелдон люблю железные дороги! Но в этой группе я чувствовал себя совершенным чайником. Экскурсовод начинает вспоминать марку какого-то паровоза - ему начинают подсказывать из публики, бойкие бабушки вспоминают годы производства, делятся друг с другом воспоминаниями, кто конкретно этот паровоз где видел, а кто на нём даже покататься смог. Когда проходили мимо зелёной стены у управления восточной ж/д, стоило экскурсоводу спросить, ничего ли эта стена нам не напоминает - и люди сразу не просто вспомнили музей на Quai Branly, но и архитектора, который построил здание музея (и эту стену, как выяснилось, тоже). Фантастика!

А ещё на восточном вокзале, рассказал экскурсовод, есть ассоциация железнодорожников, построивших миниатюрную железную дорогу где-то там в подвалах вокзала, и на которую, говорят, можно посмотреть по субботам. Кажется, я знаю, чем мы займёмся на следующих выходных сразу после русской школы!

transport

Previous post Next post
Up