Обе наши экскурсии на пирамиды включали поездку к майя.
Тут очень тонкий вопрос, который возникал на каждой экскурсии - а что, разве майя ещё не вымерли? Ответ обоих наших гидов - ну что вы, конечно же нет! Цивилизация умерла, но люди остались.
Мне этот ответ кажется немного странным - кто такие «майя», если не носители цивилизации майя? Я не говорю, что у меня в голове есть чёткий ответ на вопрос, вымерли ли майя. Но это вопрос из той же серии, что и «какое отношение нынешние итальянцы имеют к римлянам?» Или современные греки - к древней Греции.
Тем не менее, народ, называющий себя майя и говорящий на более-менее том же языке, существует :-) Часть, понятное дело, давно уехала в большие города, а кто-то продолжает жить в потерянных деревнях, частично играя роль майя для нас, туристов.
Первый раз нас завезли в школу. Вот современное здание:
Шиком является построить два здания - каменное для зимы и деревянное на лето. Вот деревянное здание.
Мы были летом, но урок всё равно проходил в каменной школе.
Если в деревне всего 5 семей, то и в школе детей будет не много. Местный учитель доводит детей до какого-то уровня грамотности, а хочешь учиться дальше - выкручивайся сам.
Раньше был один вариант - ездить в город / крупную деревню (вспоминаю рассказы своего отца, типичная для того времени ситуация - у него в деревне школа только до 7 класса, а потом нужно каждый день пешком ходить 10 км. в одну сторону). Но современные технологии и тут помогают, в школах устанавливают спутниковые антенны и запускают дистанционные уроки по телевизору. Плюс, раз в какое-то время заезжает настоящий учитель.
На фотографиях видны учебные пособия, бывшие с нами в группе французы тут же начали хихикать - плакаты как времён наших бабушек и всё такое. Лично я примерно с такими же плакатами учил всякую там географию с ботаникой. Аж интересно стало посмотреть, как современные французские школы выглядят...
А ещё, оцените две буквы «N» на предыдущей фотографии! Во французском алфавите буквы с диакритическими знаками отдельно редко пишут, они всегда рассматриваются как «нормальные буквы» с «добавкой».
Во второй раз заехали в достаточно показушную деревню майя. В доме стоял ткацкий станок, мать семейства картинно сплетала разноцветные нитки, телевизор в углу выключен... Оставлю, наверное, только фотографию красавицы крыши.
Наш первый гид очень долго разговаривал на тему счастья. В том смысле, что не нужно жалеть бедных и несчастных майя, которых природа обделила интернетом и последним iPhone. Что человек счастлив не тогда, когда у него есть много, а когда у него есть столько, сколько ему нужно, сколько он хочет. Вот де мол, посмотрите на постоянно улыбающихся местных - и на свои кислые морды. И кто из вас счастливее, кого жалеть нужно?
(при этом, гид не говорил, что майя не нужно помогать - им не нужно дарить деньги, но вполне можно оплатить спутниковую антенну для их школы, очистительную систему для воды и т.п.)
Я регулярно возвращаюсь к этой идее...
С одной стороны, дилемма информации. Когда я только приехал во Францию и визжал от восторга, видя нормально обустроенную страну, я пытался рассказать об этом всем своим друзьям и родственникам. Это же очень важно - знать, как может быть по-другому, видеть, к чему можно стремиться. Пока в какой-то момент мне не сказали, что слушать это очень интересно, но к местным реалиям применимо слабо, и в итоге мои рассказы только на мозги капают - мы и так знаем, что живём в говне, незачем нам это каждый раз подчёркивать. Очень странное ощущение, когда начинаешь контролировать, что рассказывать, а что нет. И с майя туда же - знать, что их «счастье» покоится на незнании, что есть интернет и iPhone? Поддерживать информационную блокаду, чтобы случайно не зародить в них желание, а следовательно недовольство?
С другой стороны, утопия счастливого дикаря. В фильме «Into the wild» прекрасно показывается лимит этой утопии - можно замечательно жить в гармонии с природой, гордясь тем, что ты не участвуешь в парниковом эффекте, никаких пестицидов и всё такое. Но как только у тебя заболят зубы, или ты сломаешь ногу - ты сразу захочешь в грязный задымлённый город.
Не говоря уже о том, что Земли не хватит, чтобы расселить нынешнее население на самодостаточных хозяйствах.
Одним словом, гид был очень искренен, но лично меня он не убедил.
И я всё равно не знаю, что думать о таких вот потерянных деревнях...